100 лет художнику-сюрреалисту Юло Соостеру

17 октября 2024 10:04
Галерея "Веллум" представляет выставку, посвященную его творчеству.

Графика, иллюстрации, масляная живопись. К 100-летию художника-сюрреалиста Юло Соостера галерея "Веллум" представляет выставку, посвященную его творчеству. Основу экспозиции составили произведения из частных собраний. Работы одного из основателей московского концептуализма увидела Алия Шарифуллина.

Художник с холодным именем Юло Соостер никогда не подписывал свои листы кириллицей. Он писал протяжное крючковатое "Ю", похожее на длинные ветви можжевельника. Как мантру изображал он это растение, придавал хаотичным веткам геометрические фигуры, протягивал как колючую лагерную проволоку, переводил в иероглифы иголки. В латинском языке название "можжевельник" означает "дающий ветви, пригодные для плетения". И в своих работах Соостер сплетал времена и эпохи в один вечный символ. "Его можжевельники – типичные языческие символы северной Европы. Можжевельники, которыми, как в церкви свечой, изгонялись какие-то негативные эмоции. Шаманы используют можжевельник как некий атрибут своей власти, своих возможностей. И художник его использует. Это некий код, который меняет мир", – рассказывает автор и куратор проекта Любовь Агафонова.

Юло Соостер был одним из самых европейских художников и по происхождению и по своим художественным убеждениям. Он требовал заграничной стажировки. Но вместо Парижа оказался под Карагандой по 58 статье. Лагерь для Соостера, по его же словам, стал вторым образованием, мрачным, но полезным. Поменялся стиль его живописи, стал жестче. Илья Кабаков очень точно определил позицию художника: "вулканолог, который смотрит прямо в кратер". Смотрел Соостер и в другие миры. Художник обладал удивительным даром – видеть и изображать то, что невозможно представить обыкновенному человеку, будь то математические формулы или инопланетные ландшафты. "Он очень продуманный. Это не хаотичная линия. Это линия образованного человека. Он художник, который проецирует свое европейское сознание на лист бумаги и несет этот символ, наративность, назидательность в своих произведениях", – утверждает автор и куратор проекта Любовь Агафонова.

Андеграунд отнесся к этому иноземному растению, вырванному из родной почвы, с уважением и сочувствием, чего не скажешь о партийных арт-критиках. В 62 году Юло Соостер попал под раздачу на выставке в Манеже. Конкретно ему Хрущев высказал претензию относительно лунного пейзажа: "Ты что, там был, на Луне?". Художник ответил, что использовал воображение. Тогда первый секретарь ЦК пообещал отправить автора в лагерь и был поражен ответом о том, что, в отличие от Луны, как раз в лагере этот человек уже бывал. Юло Соостер никогда не интересовался политикой, бытовые сюжеты его тоже не трогали. Художник изображал то, чего нет, но что ему непременно хотелось бы увидеть. И в этой тяге у него теперь хватает поклонников.