Форум "Музейный олимп" прошел в выездном формате
Профессиональный форум "Музейный олимп", этап одноимённого всероссийского конкурса, прошел в традиционном, выездном формате. На борту теплохода "Лебединое озеро" участники встречи обсудили актуальные вопросы развития музейного дела. К ним присоединился и Алексей Олиферук.
Конкурс "Музейный олимп" стал общероссийским. Организаторами выступили комитет по культуре администрации Санкт-Петербурга и Российское отделение международного совета музеев (ИКОМ). После событий весны 2022 года можно было ожидат, как минимум, раскола и попыток выдвинуть Россию за рамки этого международного института, но в реалиях, даже в Европе жесткий отказ от сотрудничества выразили только Украина, Германия и Нидерланды. "Недавно получили письмо, связанное с обеспокоенностью. Они переживают, нет ли вывоза экспонатов с Луганска, с Донецка. Мы спокойно отвечаем, что нет, что если только на реставрацию, если повреждены войной, никакой передачи коллекций не происходит. Главное – в спокойном режиме с ними работать", – отметил вице-президент Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) Алексей Богданов.
Одна из главных задач музейного заплыва – сверка позиций по насущным проблемам жизни музейного сообщества. Как формировать выставочную политику? Как строить отношения с учредителями?, особенно в случае, если они стараются резко повысить финансовую эффективность музея. "Загон этот, чтобы заработать побольше и для этого показать что-нибудь на злобу дня. Мможно быстро вылететь из категории институт памяти в категорию развлечение и оттуда не вернуться обратно никогда", – прокомментировал директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева Виктор Шалай.
Регионы предлагают коллаборации с театром, мультимедийные решения, поиск форм соучастия в музейном процессе. Таков, номинант из Норильска, проект "Вечный, Новый город". "Мы выделили базовый культурный код – это бесконечно меняющиеся люди, на Севере это всегда так, вместе с ними, с точки зрения музея, уходит память: архивы, библиотеки. Они важны, потому что люди, как сообщество, не запоминают свою историю. Вокруг этого мы и предложили создать тотальную музейную стройку", – рассказала директор Музея Норильска Наталья Федянина.
За бортом музейного теплохода в этом году остались многие флагманы культурного процесса, уступив каюты и время для презентаций коллегам раньше и не мечтавшим о музейном Олимпе. "Это другой подход к целым проектам, когда мы становимся более социально ориентированными, категория инклюзивная, ориентированная на разные социальные категории, и это очень важно, потому что сегодня музей это социальный институт", – подчеркнула исполнительный директор Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) Ольга Чистанова.
Про что он современный российский музей и до какой степени можно музефицировать современность? Эти вопросы вызвали на теплоходе наиболее ожесточенные дискуссии "Пусть это вас не пугает, но мой ответ будет да, музефицировать можно все, вопрос – нужно ли, вопрос целесообразности", – поделился директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева Виктор Шалай.
"Во многих музеях выставляется оружие, трофеи – это тоже музейная деятельность. В этом смысле музей современен. Он всегда показывает и то, что происходит сейчас, но давать политические оценки это точно не задача музеев. Все-таки культурные мосты – это то, что сжигается последним", – считает директор Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева Виктор Шалай Алексей Богданов. В финале конкурса соревнуются 23 проекта в пяти номинациях, а также четыре музея, претендующие на звание "Музей России — 2024". Награждение победителей состоится в Гатчинском музее заповеднике в середине ноября.