Самарская балетная труппа представила в Москве балет "Раймонда"
Возвращение в Большой. На Исторической сцене главного театра страны самарский "Шостакович Опера Балет" представил балет "Раймонда". Как труппе удалось воплотить средневековый сюжет и сохранить хореографию Александра Горского, расскажет Елена Ворошилова.
Самарская балетная труппа впервые на исторической сцене Большого. Приехали три фуры с декорациями и костюмами. 200 человек – танцовщики и дети из хореографического училища. "Для всего театра это огромный экзамен, огромная ответственность, но вместе с тем и огромная радость", – признается художественный руководитель и главный дирижёр Самарского академического театра оперы и балета Евгений Хохлов.
Главный козырь Самарской труппы – "Раймонда" Юрия Бурлаки. Та самая, которую Александр Горский, вдохновившись последним балетом Петипа, поставил для Большого театра в 1908 году. В 45-м Леонид Лавровский сделал версию, которая шла до конца 60-х. Бурлака, педант в реставрации балетов, собирал "Раймонду" по крупицам. Использовал записи Лавровского и воспоминания живых свидетелей. "Это были мои педагоги, которых, к сожалению, уже нет, которые танцевали в этом спектакле и рассказывали всё, что помнили. Это уникальная киносъёмка, которая сохранила нам танец Софьи Головкиной", – делится художественный руководитель балетной труппы Самарского академического театра оперы и балета Юрий Бурлака.
Сценография Вячеслава Окунева погружает в мир средневековой Франции, рыцарей, красавиц, сарацинских воинов и призраков. Мистическая Дама в белом охраняет замок, помогает главной героине Раймонде. За руку красавицы борются сарацинский вождь Абдерахман и рыцарь Жан де Бриен. Эта партия у Педро Сеара. Он закончил школу Большого театра в Бразилии и приехал танцевать в Россию. "Это самая лучшая страна, которая есть в классическом балете. Для меня очень приятно работать в России", – говорит премьер Самарского академического театра оперы и балета Педро Сеара.
У Наталии Клейменовой пять сольных вариаций. Но танцевать под музыку Глазунова – счастье, говорит балерина. "Музыка вдохновляет. Она помогает вжиться в роль", – уверяет прима-балерина Самарского академического театра оперы и балета Наталия Клейменова.
"Раймонда" – первый балет Александра Глазунова, который принес славу композитору. Самарскому симфоническому оркестру понадобилась помощь коллег, чтобы сыграть такую партитуру. "Мы очень старались найти ключики, какие-то отмычки вот к этой музыке. И всё-таки здесь большая оркестровая яма. У нас состав оркестра меньше и наши возможности меньше, поэтому мы пригласили к сотрудничеству несколько музыкантов из Москвы", – не скрывает художественный руководитель и главный дирижёр Самарского академического театра оперы и балета Евгений Хохлов.
Постановку Горского даже хотел показать на "Русских сезонах" в Париже Дягилев. "Это наши истоки. Это истоки истории Большого театра. Это Александр Горский, который жил в соседнем здании", – делает акцент удожественный руководитель балетной труппы Самарского академического театра оперы и балета Юрий Бурлака.
"Раймонда" вернулась на родную сцену в Большой, чтобы напомнить, какой была она в начале XX века.