МГАСО на X Международном музыкальном Гаврилинском фестивале
В программу юбилейного фестиваля, посвященного 85-летию со дня рождения композитора Валерия Гаврилина, вошли почти полсотни мероприятий: концерты, драматические и балетные спектакли, выставки, научная конференция, презентация новых изданий, творческие акции. Фестиваль проходит раз в два года и обязательным условием для его участников является исполнение произведений композитора Валерия Гаврилина.
За дирижерским пультом – художественный руководитель и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра маэстро Антон Шабуров: "В Вологде я был всего однажды, да и то проездом. Но даже во время очень короткой прогулки успел влюбиться в особый шарм по-хорошему провинциального города с его уникальными купеческими домами позапрошлого века, живописной набережной и особой атмосферой Русского севера.
Для меня очень важно, что Вологда – это ещё и Родина выдающегося русского поэта Константина Батюшкова. Валерий Гаврилин, конечно же, не мог пройти мимо творчества своего великого земляка, поэтому я предложил включить в программу нашего выступления его очень яркий и изысканный "Батюшковский вальс".
Я впервые соприкоснулся с творчеством Валерия Гаврилина много лет назад, когда я был ещё никаким не дирижёром, а артистом Уральского государственного Русского народного оркестра. Леонид Павлович Шкарупа, основатель и долгие годы бессменный художественный руководитель этого оркестра, абсолютно блестящий дирижёр и невероятно чуткий музыкант, сделал свою оркестровую транскрипцию "Русской тетради" Валерия Гаврилина, и наш оркестр (а значит и я) несколько раз исполнял это сочинение в версии для женского голоса с оркестром. Надо сказать, это был для меня очень сильный ожог. Настолько это было не похоже по языку, образам и общему посылу на ту музыку, к которой я на тот момент привык, что я даже на каком-то физическом уровне не понимал, как к ней относиться. Должен признать, что первое впечатление было достаточно отталкивающее, но чем глубже я погружался в особый мир музыки Гаврилина, тем больше понимал всю гениальность этого композитора. Позже я достаточно подробно изучал его биографию и его музыку, полюбил его "Перезвоны", "Дом у дороги" и "Военные письма", с большим интересом изучал его "Немецкие тетради", но так получилось, что пока ещё ничего кроме фрагментов из балета "Анюта" не дирижировал.".
19 октября МГАСО, лауреаты международных конкурсов солисты Дамир Садуахасов, Жаргал Цырендагбаева, Александр Суханов и Московский государственный академический камерный хор (художественный руководитель хора – Тимофей Гольберг) представят сценическую кантату Карла Орфа "Carmina Burana", которая входит в число самых исполняемых произведений в мире. Название грандиозного полотна, написанного на тексты средневековых поэтов, отправляет к манускрипту XI-XIII вв., найденному в Бойернском монастыре и воспевающему земные радости. В XXI в. тема Колеса Фортуны как никогда актуальна: Карлу Орфу удалось передать в своем творении всю мощь и изменчивость великого круговорота удачи. Наиболее известной и узнаваемой с первых нот является хоровая композиция O Fortuna, которая открывает и завершает "Carmina Burana".
20 октября на сцене Колледжа искусств прозвучат Концерт для скрипки с оркестром Александра Глазунова, Симфония № 5 Дмитрия Шостаковича и Вальс памяти Батюшкова Валерия Гаврилина.
Антон Шабуров: "Валерий Гаврилин был ярким представителем Ленинградской композиторской школы. Будучи учеником Ореста Евлахова, Гаврилин был "педагогическим внуком" Дмитрия Шостаковича, который в свою очередь хоть и не был прямым учеником Александра Глазунова, однако получил композиторское образование именно в "Глазуновскую эпоху" в Петроградской консерватории. Поэтому программа нашего выступления это три поколения Петербургской-Петроградской-Ленинградской композиторской школы: прекрасный Скрипичный концерт Александра Глазунова в исполнении Елены Таросян, сильнейшая по своему драматизму Пятая Симфония Дмитрия Шостаковича и поэтичный "Батюшковский вальс" самого Валерия Гаврилина".