Казань готовится принять саммит БРИКС
Казань готовится принять саммит БРИКС. В числе участниц – Бразилия, с которой у России давние разнообразные связи и даже – общие проблемы. Как культура соединяет две наших страны? Ответ на этот вопрос искал Сергей Брилев.
Карнавал – это, понятно, "визитная карточка" Бразилии: самба, румба и так далее. Но здесь же, в Рио-де-Жанейро, звучит и совершенно другая, но тоже местная музыка. Вальс! Наверное, самая знаменитая в мире бразильская пианистка, Линда Бустани, исполняет и такую бразильскую классику, как "Вальс боли". А как же стереотип, что здесь все такие веселые и все поголовно в белых штанах? Так ведь учил Остап Бендер? Он, правда, так ведь сюда и не добрался.
На самом деле, сюда, в Рио-де-Жанейро, в Бразилию Остап Бендер все-таки переселился. Сейчас увидим. Вот, пожалуйста: целый памятник нашему великому комбинатору. Ну а если серьезно, то, вы знаете, как это ни парадоксально прозвучит, вообще-то, из всех стран БРИКС бразильская культура нам понятнее всего.
Это при приземлении – крупнейший в Бразилии город Сан-Паулу. Все про всё в этих "каменных джунглях" живут почти 20 миллионов человек. В этих штатах много и этнических славян. Но ведь много и... японцев. Да-да! Именно на юге Бразилии живет самая большая община японцев за пределами Страны Восходящего Солнца: те, чьи предки бежали сюда тогда, когда подданные микадо были еще бедными-бедными. Вот, и на этой картине ещё 80-х годов (называется "Беседы о мире"; картина из коллекции как раз в Сан-Паулу), кого только ни изобразил автор, знаменитый бразильский художник Сирон Франко. "Я вывел связь между культурой мирных переговоров и культурой коренных народов. Так... Это – пожалуй, белый креол. Да, да. Негр. Точно. Это – индеец. Так и есть. И смешанная бразильская раса. Верно. Потому что мы страна смешанных рас. Да! Но почему континент на планете цвета крови? Потому что в 70-80-е годы мы очень боялись ядерной войны", – делится художник Сирон Франко.
Итак! Может, и разные, но переживали (и переживаем!) мы – об одном и том же. И, кстати, еще до БРИКС, еще в "холодную войну" иные бразильцы тянулись к нам. Линда – выпускница Московской консерватории. Вила-Лобос, – так была фамилия самого знаменитого южноамериканского (бразильского) сочинителя классической музыки, чью композицию "Вальс боли" мы сегодня уже начинали слушать. "Меня очень впечатлило, как по-бразильски это звучит. Вроде бы и классическая симфоническая музыка, но очень национальная, очень бразильская. Так ведь? Очень, очень! Это пьеса Вила-Лобоса, где он, где он... Правда ведь слышится боль? Боль. Что он чувствует, когда он... Он так, он так... Восстает! А затем он возвращается к другой теме. Боль существует", – говорит пианистка Линда Бустани.
О чем болят и бразильские сердце и душа? Итак, есть здесь и мегаполисы типа Сан-Паулу, а есть – провинция. Например, именно из этого колониального городка наш новый друг-художник. А, как мы сейчас увидим, еще одна его картина разоблачает высшее общество. Задумана картина была во времена военной диктатуры, но проблема, утверждает живописец, – шире и глубже. "Одна из проблем таких стран, как Россия и Бразилия, заключается в том, что когда люди богатеют, они становятся высокомерными. Именно! И здесь мы тоже наблюдаем это: когда кто-то становится богатым, он начинает отказываться от своих корней. Он придумывает себе французское имя. В моем родном городе в определенный период говорили больше по-французски, чем по-португальски", – комментирует художник Сирон Франко.
Как найти баланс? Линда Бустани вспоминает, как в Москве все девушки-музыканты были одеты в черные концертные юбки, а она... "А я бразильянка, мне было холодно, и я надела брюки. Цветные брюки: такие синие и красные. И когда на входе меня увидели бабушки", – делится пианистка Линда Бустани.
Но, похоже, общий язык был найден, коли и после стольких лет сейчас Линда у себя в Бразилии готовит концерт по произведениям Чайковского. Да и про свою культуру бразильцы все продолжают и продолжают понимать что-то все новое и новое. Ах да! Еще в Бразилии есть еще какая культура финансов! Ведь очень многое, что мы сегодня показали, – это из финансового квартала в Сан-Паулу, с Авениды Паулиста. Впрочем. Ну, про такую культуру – уже на саммите БРИКС, в этом году домашнем для России. А сегодня у нас был разговор про просто культуру.