Музей музыки открывает выставку о русском авангарде "Мы звуколюди!"

25 октября 2024 09:41
Хотя расцвет русского музыкального авангарда был не долгим, он оказал большое влияние на всё музыкальное будущее страны, уверены кураторы выставки.

Музыка русского авангарда представлена на выставке "Мы звуколюди!". Эта строчка из поэмы Велимира Хлебникова говорит о поколении, которое в начале прошлого века создавало новую вселенную звука. Из Российского национального музея музыки – репортаж Анны Шустер.

Пока Маяковский писал про ноктюрн на флейте водосточных труб, в том же 1913 году итальянский футурист Луиджи Руссоло в манифесте "Искусство шумов" провозгласил замену музыки звукошумом. В Российском национальном музее музыки снова обращаются к пунктам этого манифеста и предлагают посетителям заглянуть на новую выставку "Мы звуколюди! Музыка русского авангарда". "Звуколюди – это композиторы, режиссеры, те люди, которые создавали всевозможные шумовые эффекты", – пояснил генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.

Одним из таких властелинов шумов был Владимир Попов. Его карьера началась со службы в Московском художественном театре, но прославился Попов не актерской деятельностью, а изобретениями для звукового оформления спектаклей. На этой выставке пять инструментов, созданных по чертежам Владимира Попова. Эта машина имитирует шум ветра, следующие повторяют индустриальные звуки, например звук приводных ремней или звук лебедки. На выставке можно увидеть и классические инструменты, но звучат они необычно. Как, например, эти два фортепиано, настроенные с разницей в четверть тона. Идея такой настройки родилась больше века назад у композитора Ивана Вышнеградского. Он ставил перед собой цель раздробить звукоряд на микроинтервалы, создавая его неограниченную плотность. "В традиционной европейской системе 12 звуков в октаве, а здесь – 24, их в два раза больше, то есть все промежутки между ними заполнены другими звуками. Таким образом из этих двух пианино как бы собирается одно", – рассказал куратор выставки Пётр Айду.

В соседнем зале звук предлагают нарисовать. Метод оптической записи звука в середине прошлого века изучал советский инженер Евгений Мурзин. В 1958 году он представил новый музыкальный инструмент – синтезатор "АНС". Как он звучал и по каким принципам работал, рассказывают здесь. Еще один интересный экспонат – 23-струнный, трехгрифный инструмент, задуманный как электрогитара. Сконструирован в 1934 году парторгом села Бессоновка Михаилом Штряниным. Чтобы завершить свою работу, он вступил в переписку с чиновниками и просил выделить 500 рублей. "Он рассчитывал в 34-м году, что это заинтересует большое количество людей, но инициатива не была поддержана", – сообщил куратор выставки Константин Дудаков-Кашуро.

Несмотря на отказы, Штрянин все-таки отыграл концерт на незавершенной электрогитаре в деревенском клубе спустя два года и внес свой вклад в воплощение девиза "Музыку в массы". И хотя расцвет русского музыкального авангарда был не долгим, он оказал большое влияние на всё музыкальное будущее страны, уверены кураторы этой выставки.