Седьмой сезон фестиваля Gnesin Contemporary Music Week закрыли "Искатели звука"

27 октября 2024 19:26
Такое название получила программа, которую представила команда Центра электроакустической музыки – главного партнера смотра.

Седьмой сезон фестиваля Gnesin Contemporary Music Week закрыли "Искатели звука". Такое название получила программа, которую представила команда Центра электроакустической музыки – главного партнера смотра. Во многом благодаря ему проект, начинавшийся на любительском уровне, за несколько лет превратился в солидное просветительское мероприятие. Репортаж Дженнет Арльт.

Финальный концерт фестиваля называется "Искатели звука". Участники ансамбля "CEAM Percussion" — студенты Академии музыки имени Гнесиных Евсевий Зубков и Филипп Фитин — исследуют способы не столько извлечения, сколько восприятия звука. И предлагают слушателю не просто познакомиться с новой музыкой, но и научиться слушать её по-новому.

Филипп Фитин, перкуссионист: "Когда-то и Бетховен считался современной музыкой, а сейчас для нас он классик. Но в то же время, когда мы говорим о новой музыке, это всегда нечто будоражащее сознание, интересное, оставляющее массу впечатлений".

Татьяна Яковлева, старший преподаватель РАМ имени Гнесиных, куратор фестиваля Gnesin Contemporary Music Week: "Это другая эстетика. Ей нужно учиться так же, как учишься барочной эстетике или учишься классической манере исполнения. А в современной музыке там свои есть некоторые законы".

Первый закон новой музыки гласит: музыку не только слушать, но и видеть. Пьеса Жоржа Апергиса "Наблюдатели за звуком" — перформативная. Музыкальный язык композитора сочетает в себе звуки, слова, отдельные фонемы, жесты.

Второй закон — переосмысление популярных произведений. Александр Хубеев, в пьесе "Лес венских сказок" не только перефразировал название знаменитого вальса Иоганна Штрауса, но сделал его постмодернистскую обработку, добавив поверх электронные сэмлы и звуковые помехи, за которыми мелодия становится еле уловимой, но все равно узнаваемой.

Третий закон новой музыки: инструментом может быть что угодно. Сочинение Эдисона Денисова "Пение птиц" — хрестоматийное для нас, но революционное для своего времени. Точный состав инструментов не прописан. Евсевий и Филипп использовали манкИ из охотничьего магазина.

Четвертый закон — быть дальше от традиций. Музыкальную фразу может выражать дверной звонок, сирена или даже детский плач. Музыкантам комфортно выступать в джинсах, электронные звуки в реальном времени преобразует команда инженеров, а конферансье заменяет голосовой помощник.

Быть слушателем современной музыки, значит быть готовым к неочевидным способам погружения в звук. "Нужно отказаться от своих стереотипов и отдаться новому опыту и не бояться того, что вы чего-то не поймёте, или что вам что-то неизвестно", – поделилась научный сотрудник Центра электроакустической музыки, куратор фестиваля Gnesin Contemporary Music Week Ирина Севастьянова.

Отсюда вытекает и пятый закон "нового слушания" — не пытаться понять и проанализировать, а отдаться чувствам. Слушать музыку глазами, сердцем, телом.