Центр творческих индустрий "Фабрика" и молодые художники исследуют "Пограничные среды"

27 октября 2024 19:33
Могут ли промышленные отходы спасти природу, а искусственный интеллект заменить психолога?

Центр творческих индустрий "Фабрика" и молодые художники предлагают исследовать "Пограничные среды". Точнее, зону между сегодняшним и завтрашним миром, где мы все и находимся. Могут ли промышленные отходы спасти природу, а искусственный интеллект заменить психолога? Разбиралась Ксения Луженкова.

"Села на скамейку, за спиной – вода. Не вижу, но слышу", – так описала сновидение участница эксперимента "Поговори с нами". Четыре незнакомых человека почти месяц обезличенно обменивались грезами. Фрагменты из пересказов на куполе парашюта стали "полем снов". На основе впечатлений участников друг о друге нейросеть сгенерировала морфинги – движущиеся портреты. "Иногда бывает так, что в нетрадиционной коммуникации, как танец, или когда люди друг другу поэзию рассказывают, здесь больше будет глубины и связи двух людей. У Руми есть хорошие строчки, что "за пределами правильного и неправильного есть поле и там я встречу тебя", – говорит художница Юлия Калимуллина

На выставке "Пограничные среды" участники эксперимента наконец-то познакомились и убедились: в жизни они почти такие же, как на созданных нейросетью портретах. "Сны очень часто говорят о нашем состоянии. И когда человек тебе доверяет свой сон, и ты его слушаешь, ты понимаешь, что ты с ним близок, хотя ты его не видел", – рассказывает участница эксперимента "Поговори с нами" Виктория Грайвороновская.

Ручейник – водное насекомое, которое создает панцирь из предметов окружающей среды. Подобно и человек обрастает привычками как защитным механизмом. "Пульт от телевизора, елочная игрушка, стул. Все то, что меня непосредственно окружает, и не только меня, потому что наши бытовые ритуалы – они универсальны. Мы такие, как все: встаем, чистим зубы, наносим крем, проверяем соцсети. И это создает эффект защищенности", – считает художница Ирина Моторина.

В технике рельефной шелкографии художница Ирина Моторина создала подобие археологических артефактов, которые обнаружат ученые далекого будущего. Эти монохромные окаменелости – следы предметов быта на фасадной штукатурке. Пластиковый стаканчик, коврик или жестяная банка аллегорически изображают след, который оставит человеческая цивилизация на планете. Раньше люди делали протезы из дерева. Теперь художник создал протезы для сломанных веток – из гипса, пластика и силикона.

Выставка стала лидером десятой сессии программы "Фабричные мастерские". Пространство фабрики, по словам организаторов, вступает в диалог с произведениями искусства. "Границы в современном мире все чаще перетекают, размываются, все становится облачным и текущим. Эта выставка, в основном, об этом. О перетекании неискусства в искусство, технологий в искусство", – делится директор Центра творческих индустрий "Фабрика" Ася Филиппова. Эта выставка, как утверждают участники, включает в поле современного искусства новые области. Это смешение живой и неживой природы, цифровых технологий и человека.