Волгоградские ученые разработали и запатентовали новый тип автомобильной подвески

28 октября 2024 09:54 ГТРК "Волгоград-ТРВ"
Новый тип автомобильной подвески, разработанной и запатентованной учеными из Волгоградской области, способен автоматически подстраиваться под любую дорожную ситуацию. Применять разработку можно как на военной, так и на гражданской технике. Как устроено изобретение и над чем ученые работают сегодня?

Чем больше прыгают колеса на этих стендах, тем комфортнее и безопаснее будет езда. Именно здесь ученые Волгоградского технического университета исследуют и разрабатывают шасси для различных транспортных средств.

Динамический стенд для исследования свойств и характеристик всевозможных амортизаторов. Снизу он имитирует движение по неровной дороге. Сверху установлен груз, имитирующий кузов автомобиля. Именно здесь специалисты узнают, насколько амортизатор пригоден для использования в тех или иных условиях, а также какие изменения необходимо внести в его конструкцию.

Кафедру "Автоматические установки" открыли в вузе в середине 60-х годов прошлого века. Тогда, после Карибского кризиса, остро стоял вопрос подготовки кадров для оборонной промышленности. С тех пор отсюда выпустились сотни выдающихся инженеров-конструкторов, многие из которых внесли значительный вклад в обороноспособность нашей страны. Студентов готовят по двум специальностям – артиллерийская направленность и ракетная.

"С детства я мечтала проектировать космические шаттлы, но, придя сюда на день открытых дверей, я просмотрела список специальностей и выбрала. Почему бы и нет? Почему бы не проектировать ракетные комплексы? Очень хочется войти в историю нашей страны и сделать что-то полезное", – делится студентка ВолгГТУ Анастасия Козикина.

Среди множества узлов, составляющих шасси автомобиля, одно из ключевых значений имеет подвеска. Именно от эффективной работы амортизаторов зависит скорость, комфорт и безопасность передвижения. На военной технике это особенно актуально. Вот почему разработкам в этой области ученые уделяют особое внимание.

"Подвески на всем движущемся транспорте, особенно те, которые перемещаются по дорогам и бездорожью. Военная техника, понятно, она движется по местности. Там эта проблема еще острее стоит, поэтому без подвесок, которые включают обязательно упругие, демпфирующие элементы, просто невозможно двигаться быстро", – объясняет профессор кафедры "Автоматические установки" ВолгГТУ Вячеслав Новиков.

Впрочем, разработки кафедры применяются не только в военных целях, но и при проектировании гражданской спецтехники, грузовиков и автобусов.

"Благодаря подвеске, если она качественная и хорошо гасит резонансные колебания, мы можем повышать скорость движения автомобиля даже по несколько сложным покрытиям, дорогам, у которых есть выбоины, по бездорожью. Мы можем двигаться с большей средней скоростью. Та подвеска, которую мы, надеюсь, внедрим, хотим внедрить, она позволит на автомобилях типа КАМАЗ ездить по бездорожью как минимум километров на 10-15 быстрее", – отмечает инженер кафедры "Автоматические установки" ВолгГТУ Дмитрий Чумаков.

По словам специалистов, разные типы подвесок предназначены для решения различных проблем при движении, но у каждого типа есть и недостатки. Одна из последних разработок ученых призвана от этих недостатков избавиться навсегда.

"Инженеры, специалисты во всем мире ищут пути, как добиться, решить эту проблему. Мы подошли оригинальным, я считаю, путем. Решили применить не одну подвеску, а разные типы демпфирующих элементов", – говорит профессор кафедры "Автоматические установки" ВолгГТУ Вячеслав Новиков.

Новую разработку назвали комбинированной демпфирующей системой. Она включает в себя гидравлические и пневматические элементы, а также динамические гасители.

"Самый уникальный элемент, который мы использовали в нашей комбинированной демпфирующей системе – это инерционные амортизаторы. Они впервые созданы именно в нашем техническом университете. В результате автомобиль, не теряя своих нагрузочных возможностей, то есть имея высокую жесткость подвески, у него собственная частота колебаний, а значит и баланс хода снижается, и плавность резко повышается", – поясняет профессор кафедры "Автоматические установки" Вячеслав Новиков.

Пока такую разработку можно применить только на крупногабаритной технике. Подвеска требует большого пространства и в легковой автомобиль просто не поместится. Впрочем, инженерная мысль не стоит на месте, разработки продолжаются. Технология запатентована, опубликована в научной литературе, но практического применения пока не было. Ученые надеются, что в будущем разработку примут на вооружение производители тяжелой техники и Министерство обороны, сообщает ГТРК "Волгоград-ТРВ".