"Копнуть глубже?": возможно ли сейчас найти штольни сталинградского НКВД?

28 октября 2024 23:03 ГТРК "Волгоград-ТРВ"
Большой потенциал для создания новых туристических маршрутов не только на улицах Волгограда. Часть истории скрыта под землей. Известный краевед Сергей Иванов много лет исследует подземелья Царицына-Сталинграда. Результатами делится в публикациях, организует лекции.

Разрушенная с войны мельница Гергардта: заметный ориентир, по которому и сегодня можно примерно определить местоположение штолен Управления НКВД по Сталинградской области. Они располагались вдоль Волги, южнее от нее.

"Бойцы и офицеры вспоминали: чуть ли не в 100 метрах от мельницы Гергардта, здесь располагался пивзавод. Это улицы Родимцева и 13-я Гвардейская, бывшая Солнечная. Они напоминали внутри отсеки подводной лодки. Писали Константин Симонов, Давид Ортенберг, фронтовые корреспонденты, там тоже были. Говорят, там страшно все чадило", – рассказал руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Волгоградской епархии, кандидат философских наук, краевед Сергей Иванов.

Штольням Управления НКВД Сергей Иванов, известный краевед, посвятил одну из своих лекций в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. Информацию о них он много лет по крупицам собирал в архивах, выискивал в документах, книгах и мемуарах. Адресованы такие лекции неравнодушным к истории города. Даже люди, которые хорошо знают Волгоград, могут сделать для себя открытия. Подземные сооружения, построенные в Сталинграде в канун Великой битвы – малознакомая страница истории города. Сооружали их работники московского метростроя. Москвичи гордились, что внесли свою лепту в защиту города. Специалисты прибыли в конце 1941.

Сначала в пойме Царицы соорудили убежище для ставки Верховного Главнокомандующего, так называемый "бункер Сталина". Такие строили в семи волжских городах. Затем следы были тщательно спрятаны, засыпаны грунтом. Затем метростроевцы создали массовое бомбогазоубежище. Так же в районе Царицы, приблизительно там теперь выныривает скоростной трамвай. По такому же типовому проекту строились штольни Управления НКВД. В Сталинграде его здания вместе с тюрьмой и домами сотрудников, занимали целый квартал. Недалеко от него, в откосе волжского берега, стали делать штольни.

"Две длинных штольни подходные, соединительная между ними планировалась. Скорее всего, штольни доходили до здания НКВД. Мне рассказывал председатель Совета ветеранов ФСБ Николай Васильевич Орлов, начинал разведчиком с 15 лет, говорил, я проходил со столовой в подвал, в эту штольню", – поделился Сергей Иванов.

Достраивали штольню саперы инженерной части, закончить не удалось. Вентиляция практически отсутствовала, люди задыхались. Но она сослужила службу не только сотрудникам Управления НКВД. Около недели в укрытии размещался Военный Совет Сталинградского фронта. В сентябре 1942 расположился штаб 13-й гвардейской дивизии генерала-майора Родимцева. Упоминание об этом объекте довольно часто встречаются в свидетельствах защитников города и мирных жителей. Для многих это сооружение стало спасением, когда на Сталинград посыпались бомбы.

"Пустили всех, кто рядом жил, во время бомбежки 23 августа, под которую мама моя попала и все три наши семьи. Никто никого не делил на НКВД и гражданских. Делились последним куском хлеба. Одно время Хрущев перешел туда, Василевский, Еременко. Потом 13-я дивизия Родимцева до ухода в водосточную трубу", – отметил руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Волгоградской епархии, кандидат философских наук, краевед.

О подземных сооружениях Царицына-Сталинграда Сергей Иванов, автор 15 книг, подготовил рукопись. Он исследует эту тему на протяжении многих лет, разгадывая хорошо укрытые тайны. Чего стоят построенные в XIX веке нобелевские тоннели. Или катакомбы Свято-Духова монастыря.

"Подземные сооружения города, о них ходит много баек в интернете. Свято-Духовские катакомбы монастыря идут к Городищу, со смехом читал, журналисты писали. Подземные сооружения в городе есть!"

Реально ли сегодня отыскать следы штолен сталинградского НКВД? Вероятно, где-то остались пустоты, направления ходов можно определить с помощью специального оборудования. Но сами тоннели пострадали еще в ходе бомбежек, осыпались после войны, заливались водой. А вот любопытную информацию об этой подземной жизни города извлечь можно. Тем более, когда есть люди, которые в поисках прошлого готовы копнуть глубже.