О планах масштабной экологической модернизации Красноярского алюминиевого завода

30 октября 2024 06:50
Мы продолжаем еженедельный цикл репортажей, посвящённый 60-летию легенды цветной металлургии России – Красноярскому алюминиевому заводу. Что сделано, а что предстоит реализовать?

На КрАЗе сейчас кипят строительные работы. На заводе снесут несколько старых корпусов и построят два новых, с более экологичной технологией. Масштаб – впечатляет. Будет построено всего 2 новых корпуса. Но размеры – гигантские: каждый длиной 1300 метров. Они заместят старые корпуса и практически половину мощности завода.

Андрей Завадяк, руководитель проекта экологической модернизации Красноярского алюминиевого завода:

"Приступили именно к основным объемам общестроительных работ – это свайные работы, бетонные работы и приступаем к монтажу металлоконструкций. То есть задача этого года – это каркас корпусов электролиза. Подготовиться под монтаж оборудования".

Алюминий на новом КрАЗе будут получать по технологии предварительно обожженных анодов. Ожидаемый экологический эффект – выбросы фторидов на новом производстве уменьшаться на 2/3, а выбросы бензапирена в этих корпусах будут полностью исключены.

Владимир Часовитин, министр экологии Красноярского края:

"Впервые может быть город Красноярск сможет гордиться тем, что на территории города находится такой завод, потому что новые технологии позволят сократить выбросы практически до нулевой отметки".

Отметим, многоэтапная программа экологической модернизации КрАЗа стартовала в 2003 году, сразу после того, как КрАЗ вошёл в основанный Олегом Дерипаска РУСАЛ. За эти годы все корпуса оснастили современными газоочистными установками, внедрили технологию "Экологического Содерберга". Сейчас строятся корпуса с электролизерами на самой экологичной из применяемых в мире технологии обожжённого анода. Кроме того, в РУСАЛе разработана революционная технология применения инертных анодов. Они кардинально отличаются от традиционных, углеродных. И именно инженеры РУСАЛа смогли первыми в мире получить алюминий с использованием инертного анода на промышленном электролизере, а не в лаборатории. Сегодня мы существенно опережаем американцев, китайцев, европейцев, которые также активно работают над созданием технологии инертного анода.

Кирилл Бакин, руководитель направления в проекте "Электролизёр с инертными анодами":

"Суть данной технологии заключается в том, что мы углеродные аноды меняем на инертные аноды. В процессе электролиза у нас вместо диоксида углерода выделяется чистый кислород".

Специалисты уже посчитали: один электролизер сможет производить столько же кислорода, как 70 гектаров леса. Получается, что в будущем КрАЗ может выпускать не только алюминий, но и кислород для Красноярска.