Жертв политических репрессий вспоминает вся Россия
На митинге в память о жертвах политических репрессий в первых рядах – дети спецпоселенцев. В начале прошлого века их родителей без суда и следствия сослали на Таймыр. Матери Натальи Михайловой было всего 17. Ее воспоминания дочь произносит, сдерживая слезы.
Лидия Михайлова, дочь репрессированных:
"Куда везли? Ничего не знали. Поездом довезли до Красноярска, потом на баржи их сгрузили, много людей умирало на барже, их в Енисей выкидывали, а куда их девать? Вот сюда пришли пешком до Хантайского озера, уже октябрь месяц был, босые и голые, без теплых вещей, без всего".
На Таймыре нашли свой последний приют заключенные из 22 стран мира. Впрочем, на Крайний Север ссылали не только по национальным, но и по религиозным и политическим мотивам. Как отца Александры Борисовны Москвиной. Она родилась уже в Гулаге. О пережитом лихолетье пишет стихи.
Дудинка была построена руками заключенных. Именно здесь находилось самое большое лаготделение. На месте этого обелиска была комендатура, в которой регулярно отмечались спецпоселенцы. Теперь двери этой часовни открывают раз в году, 30 октября.
Вспоминают безвинно осужденных сегодня и в Норильске. Место сбора – мемориальный комплекс "Голгофа". Его возвели на месте бывшего кладбища, где в братских могилах хоронили заключенных.
Главное, считают потомки спецпоселенцев, не дать кануть в лету урокам истории. Особенно в свете последних событий.
Рейнгольд Шмык, сын репрессированных:
"Рассказываем школьникам, как что было, как жили, всю историю. Дети должны знать это. Кто не знает свою историю, забывает свою историю, у того нет будущего".
Один из немых свидетелей сталинского лихолетья – деревянный мост вблизи музея в Дудинке. Считается, что по нему в 30-50 годы прошли сотни тысяч заключенных. Сегодня вместо следов на белом снегу – свежие гвоздики.