Саввинское подворье включили в московскую программу по сохранению объектов культурного наследия
В московскую программу по сохранению объектов культурного наследия в этом году включили 130 памятников. В их числе – знаменитое Саввинское подворье на Тверской. Доходный дом в псевдорусском стиле 1907 года постройки начали реставрировать в феврале. О результате проведенных работ – Мария Трофимова.
Строительные леса сняты. Ремонт инженерных систем и реставрация фасада, крыш, подъездов, подвала, которые длились полгода на уникальном Саввинском подворье, близятся к финалу. "Проведена глобальная работа, потому что здесь никто никогда не делал ремонт. Даже если по главному фасаду какие-то поддерживающие работы велись, то в колодце никто никогда не проводил ремонтные работы на протяжении более 100 лет", – поясняет начальник управления по работе с объектами культурного наследия Фонда капремонта Москвы Даниил Лосин.
Сандрики, капители, колонны. Реставраторы дочищают лепной декор во внутренних дворах-колодцах. Они богато украшены. Главная изюминка – раковины на фасаде. В начале работ арка фактически осыпалась, 40% деталей были серьёзно повреждены и реставраторам буквально по кусочкам приходилось восстанавливать элементы, чтобы сохранить аутентичность. В результате вернули первозданный вид. Подворье Саввино-Сторожевского монастыря существовало на Тверской улице с XVII века. На рубеже позапрошлого столетия Москва стремительно застраивалась. На месте прежних келий, амбаров, погребов монастырское руководство решило возвести доходный дом. Его создатель – архитектор Иван Кузнецов, ученик Фёдора Шехтеля и продолжатель идей Виктора Васнецова. Он спроектировал здание в неорусском стиле с элементами модерна и Ренессанса. "Главный фасад Кузнецов переделал буквально через три года. В 1903-м – 1905-м шло строительство. Есть предположение, что композицию главного фасада он сделал по аналогии с шехтелевским Ярославским вокзалом. Вот эта огромная арка в середине и там тоже арка входа в вокзал", – рассказывает краевед Александр Фролов.
Мраморную арку, обнаруженную под слоем краски и штукатурки, расчистили. А вот две шатровые башни не сохранились. Их пришлось восстанавливать заново. "Достаточное количество фотоматериалов сохранилось, по которым мы создавали чёткий рисунок, его отрисовывали и отдавали в производство", – делится главный архитектор реставрационной компании Елизавета Черюканова.
Расчищая фасад, реставраторы обнаружили рекламные вывески. На первых этажах дома всегда располагались торговые помещения. Например, тогда здесь был магазин радиотехники Молчадской и красильня. Надписи законсервировали и затем придали им первоначальный вид. Как и 100 лет назад здесь сейчас жилые квартиры. В подвалах даже сохранились металлические балки. Они опоясывают все несущие стены и являются частью дома, который в 1939-м с помощью специальной системы катков передвинули в глубь квартала из-за расширения Тверской, тогда улицы Горького. "Система из двутавровых поясов до сих пор сохранилась в теле здания и даже можно определить, где известковая штукатурка, а где на цементном растворе кирпичная кладка", – говорит начальник управления по работе с объектами культурного наследия Фонда капремонта Москвы Даниил Лосин.
Четыре этажа, шесть подъездов. Интерьерам вернули их первоначальный цвет – нежно-оливковый. Отреставрировали и ниши со стеклянными блоками Фальконье. Воссозданные по столетним технологиям утраченные элементы не отличить от подлинных.