Портреты Франса Хальса экспонируют в Берлинской картинной галерее
Название большой выставки в Берлинской картинной галерее можно переводить по-разному, но лучше так: "Повелитель мгновения". В экспозиции – больше сотни работ Франса Халса, самого современного из "старых" голландцев. Портретист писал и аристократов, и маргиналов, а что уравнивает его моделей – расскажет Алия Шарифуллина.
Группа офицеров пристально смотрит на зрителя. "Рота ополчения XI округа" – большое полотно Франса Халса, написанное между 1663-м и 1667-м. Если внимательно присмотрится к лицам, то можно заметить нечто особенное для того времени: некоторые мужчины ухмыляются или открыто улыбаются. А это совсем не свойственно картинам XVII века. "Современник Рембрандта и Вермеера, Халс прославился умением изображать веселых людей – улыбающихся, смеющихся, распевающих песни. Этот художник как никто другой умеет вызвать у зрителя эмпатию, заставить улыбаться вместе с гражданами Харлема XVII века так, как будто они ваши старые знакомые", – говорит директор галереи Gemäldegalerie Дагмар Хиршфельдер.
Поймать на кончик кисти самую неуловимую часть человеческой мимики – смех или улыбку, так, чтобы они не походили на кислую гримасу или плач – довольно непростая задача. И несмотря на то что в XVII веке природа смеха, его целительные свойства часто обсуждались учеными, писателями, философами, мало кто из художников решался писать смеющихся людей. У Халса градации веселья – бесчисленны. Его герои смотрят весело, хитро, нежно, растерянно, самодовольно – каждый по-своему. Работы Халса дают яркое представление о голландском обществе той эпохи – не только о богатых бюргерах и членах королевской семьи, – о трактирщиках, рыбаках и нищих. "Учитель Халса Карел ван Мандер писал о портрете как о второстепенном жанре, о том, что портретист покорно воспроизводит то, что видит перед собой, не задействуя знаний и воображения. Портреты Халса никак нельзя назвать простым воспроизведением модели – в них есть волшебство жизни и остановленного времени. Эта магия важнее имени и биографии изображенного", – комментирует куратор выставки Катя Кляйнерт.
Халс работал в технике алла прима, без подмалевка. Часто упускал детали, мог небрежно затереть часть фона ладонью. Он писал так быстро, будто спешил за временем, боясь пропустить движения непоседливых харлемцев. Но несмотря на свою непосредственность и живость, герои Халса действуют согласно нормам поведения XVII века. В то время была популярна книга "О приличии детских нравов", в которой давались подробная инструкции о том, как прилично смеяться, а как недопустимо. "Мы видим, что на портретах Халса обнажают зубы только простолюдины и захмелевшие люди. А вот на лицах почтенных граждан и их жен обычно изображена сдержанная улыбка. Он умел изобразить улыбку, не искажая лицо, лишь добавив румянец и сделав взгляд веселым и лучистым", – объясняет директор галереи Gemäldegalerie Дагмар Хиршфельдер.
Манера письма Халса, почти модернистская, привлекла новое поколение художников, приезжавших в Харлем, чтобы копировать картины мастера и учиться у него. Им восхищались Гюстав Курбе и Эдуард Мане, Ван Гог ставил в один ряд с Микеланджело, Рафаэлем и античными скульпторами, Джон Сингер Сарджент говорил, что "трудно найти кого-то, кто знает больше о масляной краске". Слава художника поблекла в XX веке, когда техническое совершенство, свобода и смелость кисти больше не волновали умы. История искусства оставила Халса в числе старых мастеров. Сегодня герои Халса зазывающе смотрят, приглашают нас к себе выразительными жестами, говорят с нами на одном языке.