К 100-летию "Кукрыниксов" проходит выставка в Манеже

01 ноября 2024 08:54
Такая крупная экспозиция последний раз была в семидесятые.

Они мечтали создать музей политической карикатуры в СССР. Музея пока нет, но его образцом может послужить выставка "РОСИЗО" в Манеже. "Кукрыниксы" – самая большая ретроспектива работ легендарной группы художников за полвека. Как псевдоним становится символом истории – знает Юлия Кундрюкова.

Они встретились 100 лет назад и стали неотъемлемой частью истории. И даже летописцами с особым ироничным взглядом. Такая крупная выставка последний раз была в семидесятые. Эти три сотни предметов: плакаты, карикатуры, шаржи, керамика, иллюстрации и живопись. Объяли почти весь период существования Советского Союза от 20-х до 80-х.

Куприянов, Крылов, Соколов – три художника, а в сумме – "Кукрыниксы". И это четвертый художник. Так, они сами говорили о своем творческом союзе. И добавляли: то, что может этот четвертый, никто из нас по отдельности сделать бы не смог.

Двадцатые годы "Кукрыниксов" печатают в журналах "Смехач" и "Крокодил". В это время от их острой сатиры доставалось писателям. Вот, например, реакция на призыв ударников в литературу: "Места на Парнасе заняты". В тридцатые – активная политическая сатира. На Керенского, например. У журнала "Крокодил" на выставке отдельный зал. "Кукрыниксов" узнают именно на этих страницах и обложках. "В этом есть какое-то сочетание легкости, свежести, остроумия. И вообще, в работах "Кукрыниксов" очень много самоиронии, которая сейчас, к сожалению, утрачена", – говорит генеральный директор музейно-выставочного центра "РОСИЗО" Ольга Галактионова.

О том, как художникам удавалось работать втроем, не понаслышке знает сын одного из "Кукрыниксов" – Владимир Соколов. Говорит, жили в одном доме, дружили семьями. "Давали тему. Каждый делал свою карикатуру, не глядя на другого. Потом они смотрели, какая лучше. Где-то добавляли от одного, добавляли от другого", – вспоминает художник, сын Н. Соколова Владимир Соколов.

А если это было большое живописное полотно, то просто делили его на части, и каждый писал свою. Вот эти три работы программные: "Таня" о подвиге Зои Космодемьянской, "Конец" – о смерти Гитлера и "Бегство фашистов из Новгорода". "И вообще, идея создания этой картины пришла к ним после посещения Великого Новгорода, практически сразу после его освобождения. И конечно же они застали и увидели еще следы этой страшной войны", – рассказывает куратор выставки Любовь Подлеснова.

Война вписана отдельной главой в их творчество. Вот один из первых плакатов, который появился на улицах Москвы через несколько дней после известия о нападении Германии на Советский Союз. Эти плакаты и предостерегали, и воодушевляли, заставляли смеяться и насмехаться над врагами с первых дней и до самой Победы. А потом был Нюрнбергский процесс, куда "Кукрыниксы" были приглашены как художники. В охране был американский офицер с пачкой газет, где были их карикатуры. Он попросил автограф и пообещал за это лучшие места в зале. "Он их пересадил прямо напротив Геринга. И Геринг знал, что это "Кукрыниксы". И он говорит, с такой злобой на нас смотрел – просто невыносимой", – делится художник, сын Н. Соколова Владимир Соколов.

Отдельный блок – Книжные иллюстрации. Многие в наше стране помнят этого Гоголевского Чичикова, Манилова и Плюшина. Или именно такого Дон Кихота. Каждый из легендарной тройки написал немало самостоятельных живописных работ в духе реализма. Но "Кукрыниксы" всегда для каждого из них были на первом месте.