В Москве открылась выставка о путешествии на карбасе из Архангельска в Мангазею

05 ноября 2024 10:01
Построена эта лодка, точнее сшита, без единого гвоздя – по технологиям, которым не меньше 500 лет.

Выставка "Мангазейский морской ход: технология открытий" об экспедиции на поморском карбасе из Архангельска в легендарную "златокипящую" Мангазею открылась в Музее Москвы. О новых планах участников экспедиции узнал Антон Николаев.

Этот поморский карбас построили прошлым летом во внутреннем дворике Музея Москвы. А после того, как он совершил путешествие из Архангельска до первого русского заполярного города Мангазеи, его привезли в столицу – показать всем это чудо старинных поморских технологий. "До последнего боялись, что не протащат, но, вы видите, затащили, так вот бочком-бочком", – поделилась генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.

"Матера" – поморское слово, означает коренной, родной берег. Построена лодка, точнее сшита, без единого гвоздя, по технологиям, которым не менее 500 лет. "Не строить лодку, а шить лодку. Это значит брать ветки дерева, елки в нашем случае, скручивать, распаривать их, скручивать и прошивать – вот, видите, отверстия", – пояснил руководитель экспедиции Евгений Шкаруба.

Главная цель путешествия, помимо мужского интереса и азарта, рассказывает вдохновитель путешествия Евгений Шкаруба, повторить путь русских первопроходцев, которые в начале XVII века на таких же карбасах дошли и основали в Заполярье город Мангазею, который стал центром пушной торговли и опорной точкой для продвижения вглубь Сибири и к Тихому океану. "Это была первая морская культура России, Поморье. Первые русские переселенцы появились в XI веке на берегах Белого моря. Там они научились строить свои суда, ходить на них в море", – продолжил Евгений Шкаруба.

В самом начале путешествия на берегу поселка Каменка на реке Мезени установили поклонный крест. Команда единомышленников, среди которых в основном люди творческих профессий, прошла более трех тысяч километров. На веслах, под парусом, без мотора. В сопровождении катамарана. Путь пролегал через Белое, Баренцево и Карское моря. В последнем путешественники на несколько дней оказались в ледяном плену. "Решили, что необходимо следить за приливами. Как только вода поднимается, льды немного расходятся. И тогда появился вот этот алгоритм движения", – рассказал участник экспедиции Вячеслав Мизин.

Далее двигались по рекам и озерам. На двух участках – по сухопутным волокам. Путь до конечной цели – места, где когда-то стояла Мангазея, а сейчас здесь живут рыбаки-ненцы, – занял у путешественников два с половиной месяца. Несколько веков назад этот же путь проделали русские первопроходцы, технологии которых опережали европейские. "Пройти в Обь и по Оби подняться до того же Китая – у англичан был такой план. И, в принципе, если бы они освоили вот этот путь, они бы своего, я думаю, добились. Но они не освоили, их технологии не позволили. А вот наши поморы на своих деревянных лодочках создали такую технологию, которая позволила им пройти и занять всю эту огромную территорию", – отметил Евгений Шкаруба.

Теперь Евгений Шкаруба готовится к новому путешествию – на шхуне, строительство которой сейчас продолжается. Планирует отправиться в кругосветку по Северному морскому пути: через Тихий океан, вокруг Антарктиды и затем через Атлантику вернуться в Архангельск.