В Москве впервые прозвучали вокальные произведения Густава Холста
Премьера на фестивале "Опера Априори". В Москве впервые прозвучали вокальные произведения Густава Холста – английского композитора начала ХХ века. На концерте в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя также исполнили сочинение молодого композитора Алины Подзоровой, написанное специально для фестиваля. Подробнее о программе вечера – Лидия Алешина.
"Гимны Ригведы" для хора и фортепиано. Впервые в России – весь корпус из четырех групп гимнов для смешанного, женского, мужского хоров. Чтобы написать их, английский композитор Густав Холст выучил санскрит, прочитал Ригведы – собрание религиозных гимнов, один из древнейших памятников индийской литературы, – и сам сделал перевод. "Гимн битвы", "Неведомому Богу", "Похоронный гимн" звучат на английском языке. "Концерт посвящен 150-летию британского композитора Густава Холста. Но его оперная музыка и хоровая музыка, я считаю, недооценена. Может быть, потому, что люди его считают эпигоном Вагнера", – говорит продюсер Елена Харакидзян.
Музыкой Вагнера Холст был покорен. По словам дочери композитора, "он буквально питался Вагнером, поглощая его с каждым вдохом". Еще одна премьера вечера – "Савитри" – оперный сюжет из древнеиндийского эпоса "Махабхарата". В отличии от Вагнеровских масштабных полотен, это произведение Холста для камерного оркестра, трех солистов и женского вокального ансамбля длится всего 30 минут. "Отзвуки от Вагнера, но у Холста есть свой собственный стиль, своя стилистика", – поясняет дирижер (Великобритания) Джереми Уолкер.
"Савитри" – история о верности, преданности и любви женщины. В основе сюжета оперы – диалог Савитри и Бога смерти, который пришел забрать душу ее мужа в царство теней. "В награду за ее добродетель, преданность, вернул ее мужа, отца вылечил – в общем, хэппи энд", – рассказывает оперный певец, заслуженный артист России Евгений Никитин.
Тема жизни и смерти и в произведении Алины Подзоровой "Дивное действо" для хора и камерного оркестра. В либретто , фрагмент из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" Пушкина и Плач вологодской вопляницы Ульяны. Сочинение, написанное специально для фестиваля, композитор называет хоровым театром. "Я отталкивалась от традиций, которые идут от Валерия Гаврилина. Он активно работал в жанре действа", – делится композитор Алина Подзорова.
"Дивное действо" – размышления о смысле бытия, притча о смерти и воскресении. Лейтмотив всей программы фестивального концерта в Зале Церковных соборов.