Екатеринбургский трамвай отмечает 95-летие
Этот звук вызывал гнев Екатеринбургских извозчиков. Ведь у них титул королей городских дорог и забрал первый в городе трамвай. Он вышел на рельсы в день 12-й годовщины Октябрьской революции – это случилось ровно 95 лет назад. Вагоны серии "Х" мытищинского завода хоть и курсировали по одной-единственной ветке, но зато только за первый месяц на них прокатилось около миллиона человек.
От Южнного трамвайного депо вагоны шли по улице 8 Марта до Ленина, далее по Толмачёва выходили на Свердлова и заканчивали свой маршрут на железнодорожном вокзале. Время в пути составляло 30 минут. Самый первый маршрут просуществовал вплоть до 1986 года, пока не началось строительство станции метро на Площади 1905 года.
Вагончики были деревянные, обшитые листами железа. Вместо кабины у вагоновожатого находился пост управления. Отопления в вагоне не было и от холода спасали горячие кирпичи, которые на конечных станциях и подкладывали под ноги. Сигнал был главным средством общения кондуктора с вагоновожатым в довоенное время. Один сигнал означал, что можно ехать, два — посадка ещё не закончена. А если слышны были три звонка — значит нужно совершить экстренную остановку.
К началу Великой Отечественной войны на 11 маршрутов ежедневно выходило 123 трамвайных вагона. В тяжёлое для страны время часть пассажирских были переделаны в грузовые. Они перевозили оборудование эвакуированных заводов, военную продукцию, уголь, хлеб, но иногда приходилось даже брать раненых бойцов. В годы войны было построено 20 трамвайных подъездных путей к промышленным предприятиям.
В 1964 году по Свердловску начинают курсировать знаменитые чешские вагоны. И вот уже более полувека этот транспорт успешно связывает микрорайоны Екатеринбурга. И только в 97-м в городе появляется свой собственный трамвай "Спектр", который изготовили на заводе "Уралтрансмаш".
Сегодня в Екатеринбурге эксплуатируется 448 пассажирских вагонов, они курсируют по 23-м маршрутам и перевозят около 60 миллионов пассажиров в год.