Творчество Раисы Флоренской экспонируют в галерее Île Thélème

08 ноября 2024 09:27
Ее творческий метод называли новой античностью.

Творчество незаслуженно забытой художницы – Раисы Флоренской, сестры философа и священника Павла Флоренского, открывают для широкой публики в столичной галерее Île Thélème. Она прожила короткую жизнь, но сумела по-новому раскрыть христианскую линию в русской живописи. Работы осмотрела Ксения Луженкова.

Творческий метод Раисы Флоренской называли новой античностью. Цвета и формы растворяются до контура-намека, будто исторгая свет из самого холста. "Этот прием – такой исихастский прием. Это исихазм – некое крупнейшее философское религиозное течение. И оно к нам пришло из Византии. И это неслучайно. Так вот, если смотреть на портрет, этот свет, который излучается, больше всего концентрируется в белках глаз. Мы можем вспомнить фаюмский портрет", – объясняет куратор выставки, директор музея "Царскосельская коллекция" Александр Некрасов.

Искусствоведы утверждают: из мировой культуры Раиса Флоренская точечно заимствовала лишь то, что было необходимо для выработки самобытного художественного языка. В ее "светоносной живописи" сочетаются традиции символизма и иконописи. В годы студенчества художница ездила в Новгородскую область, копировала старинные церковные фрески. Так выработалась ее особая манера полупрозрачного письма. Раиса Флоренская обращалась к евангельской сюжетике. В основе ее дипломной работы – притча о блудном сыне.

Это эскиз центральной фрески из семичастной композиции, которая была воплощена в здании на Рождественке. На двухмерных полотнах выделены лишь передний план и фон. Это принципиальное преодоление глубины и объема – отказ от европейской традиции в пользу восточной. "Здесь есть язык фрески. Когда работает сама поверхность стены и тот свет, который берется от такого, как бы фона в сочетании с этим прозрачным мазком и краски позволяет сохранить вот это свечение стены. Пространство, которое чувствуется большим", – поясняет куратор выставки, искусствовед Ирина Федотова.

В доме Флоренских по вечерам играли Шуберта, читали литературные журналы. Старший брат художницы – знаменитый религиозный философ Павел Флоренский, ввел ее в общество "Маковец". Московские живописцы считали, что основа искусства в его преемственности, в противовес разрушающему каноны авангарду. "Братьев и сестер она делила их на два таких типа – практики и созерцатели. К созерцателям она относила себя и отца Павла. У них достаточно близкий склад души", – комментирует научный сотрудник Центра им. Грабаря, родственница Р. Флоренской Мария Трубачева.

Искусствоведы уверяют: пока что исследована лишь малая толика творчества Раисы Флоренской. О ее живописном наследии в следующем году будет издана книга. Недаром творческий наставник художницы, Михаил Ларионов, говорил: "Для искусства не существует времени".