Спецоперация России

Украинские боевики бежали из Селидова почти без боя

10 ноября 2024 21:05
Обзор положения на фронтах. По данным Минобороны, за неделю потери противника составили 13 тысяч 860 человек. Освобождены три населенных пункта – Антоновка, Максимовка, Кременная балка.

Мы улучшили позиции на всех фронтах СВО. Активные действия с нашей стороны идут и в курском приграничье, чему президент Путин на Валдайской встрече уделил особое внимание.

"Что сейчас, скажем, происходит на линии боевого соприкосновения или, скажем, в Курской области? Вот они зашли в Курскую область – потери колоссальные: за три месяца боевых действий потерь больше, чем за весь прошлый год у киевского режима – свыше 30 тысяч. Танков меньше потеряли: сейчас где-то около 200, а в прошлом году за весь год потеряли там 240, по-моему. Просто меньше танков стало – вот и потерь меньше, меньше используют. А почему они там сидят, неся такие потери? Да потому, что приказано из-за океана любой ценой, именно любой ценой, держаться хотя бы до выборов, чтобы показать, что все усилия администрации демпартии на киевском направлении, на украинском направлении были не напрасными. Держаться во что бы то ни стало, любой ценой. Вот эта цена. Ужасная трагедия, я считаю, и для украинского народа, и для украинской армии. И решения продиктованы не военными соображениями, если по-честному сказать, а соображениям политического характера", – отметил российский лидер.

Большая новость – несколько "котлов" окружения, куда попали крупные группировки противника в зоне СВО.

"Сейчас на некоторых направлениях, на Купянском направлении, не знаю, говорили это военные или нет пока. Там два очага блокирования. В одном очаге практически окружение: войска украинские прижаты к водохранилищу, около 10 тысяч группировка заблокирована. В другом, под Купянском, около 5 тысяч в окружении уже находятся и пытаются навести понтонные переправы для того, чтобы хотя бы частично эвакуироваться, но наша артиллерия их мгновенно уничтожает. На направлении в зоне ответственности нашей группы "Центр". Там тоже уже два-три участка блокирования – два точно, наверное, будет скоро и третий. Это же все военные-то видят украинские, а решения принимаются на политическом уровне не в интересах ни украинского государства, ни тем более украинского народа", – добавил Путин.

Дела все хуже для Киева сразу не нескольких направлениях. Многотысячные группировки ВСУ блокированы под Купянском Харьковской области. Местные власти готовят эвакуацию населения из 17 населенных пунктов.

"Купянский – напрямик и изюмский – напрямик. Наша задача по максимуму вывести "цивильно населенне", – заявил начальник областной военной администрации Харьковской области Олег Синегубов.

На кураховском фронте до полного смыкания котла нашими подразделениями остается 17 километров, и большая часть этой территории – в зоне поражения российскими дронами.

"Один из автомобилей военнослужащих ВСУ, который был поражен нашим FPV-дроном. Мы можем наблюдать, что от него осталось, – задняя часть автомобиля полностью разрушена", – рассказывают бойцы.

Тут же бойцы группировки "Центр" разгромили соединения ВСУ в поселке Новоалексеевка и развернули флаг.

Курахово, самый крупный населенный пункт в юго-западной части Донбасса, для ВСУ крайне важен. После него наши войска двигаются дальше к Богатырю и Великой Новоселке, освобождая территорию ДНР и создавая плацдарм для наступления в восточной части Запорожской области. На Украине все понимают.

И ясно почему: российские войска наносят здесь массированные удары. Вот как, например, освобождали на этой неделе село Антоновка, на кураховском направлении. Самолеты отрабатывали по земле ракетами, затем, отстреливая тепловые ловушки, уходили из зоны поражения. Следом десятки ударов наносили ТОС, тяжелые огнеметные системы. Операторы дронов выбивали цели точечно, прежде чем штурмовики отправились на зачистку блиндажей и пунктов дислокации всушников под крышами уцелевших зданий.

На неделе появились кадры того, как Новогродовку под Покровском штурмовали бывшие солдаты ВСУ, перешедшие на сторону России. Су-34 как по линейке кладут снаряды ФАБ -500 в районе Северска. Согласно разведданным, так в пыль разнесли пункт временной дислокации 54-й мотострелковой бригады противника. И во всем этом теперь у Киева виноваты партнеры.

"Фронт переживает худший период с весны 2022 года. Нет людей, не хватает боеприпасов, потому что нет стратегической поддержки партнеров. Мобилизация происходит "никак", – жалуется военный аналитик Тарас Чмут.

Странно. Военкомы ведь так стараются. На этом видео из Харькова полицейские и ТЦК преследуют уклониста, целясь в него из окна пистолетом.

И боеприпасы на фронт вроде бы приходят. Правда то, что пытаются производить внутри страны, не всегда пригодно к употреблению. Вот украинский минометчик жалуется на партию 120-миллиметровых мин местного производства, которые падают в 10-50 метрах от миномета. Хорошо еще, что срабатывает из 10 только одна.

И на партнеров Киев явно клевещет. Если верить статье в WSJ, администрация проигравшей на выборах демпартии сейчас пытается забросить на Украину как можно больше оружия, пока Трамп не вступил в должность. Вот только на Банковой уже не могут ждать – режим требует к себе особого отношения от шефа Пентагона.

"Остин отклонил недавнюю просьбу Владимира Зеленского отдать приоритет Украине в обход других покупателей при поставках ATACMS", – пишет WSJ.

В рамках последнего при Байдене пакета помощи на 6 миллиардов Штаты передадут Киеву ракеты к комплексам NASAMS и Patriot. Кроме того, согласно утечкам, в последние месяцы своего пребывания в Белом доме администрация даст разрешение американским оборонным подрядчикам работать непосредственно на Украине для обслуживания и ремонта американского оружия. По данным CNN, речь об истребителях F-16 и системах ПВО Patriot, которые после прилета российских ракет лежат грудой металлолома на Украине, пока их не увезут для восстановления в Штаты или Европу.

"Американский чиновник, говоривший на условиях анонимности, сообщил, что количество подрядчиков будет небольшим, и они будут находиться далеко от линии фронта. Они не будут участвовать в боевых действиях", – сообщает Reuters.

И все это выглядит нелепо. Потому, что другой источник Reuters тут же сообщает, что американские подрядчики на Украине уже работают, только они якобы не военные, а их курируют Госдепартамент и агентство США по международному развитию. Эти подрядчики якобы занимаются исключительно вопросами поврежденной энергосистемы страны и оказывают экономическую помощь.

Верится с трудом. Казалось бы, Запад сделал для Киева все, что было в его силах. В таком количестве еще никто в истории не получал денег и оружия. Но Киев разочарован всеми, и даже англичанами. По данным The Guardian, отношения между Великобританией и Украиной ухудшились из-за отказа Лондона поставлять Киеву новые партии Storm Shadow.

Красный скотч на обе руки – в предстоящей поездке система свой-чужой должна работать безотказно. Поездку длиной в целый день начинаем на паре верных багги. Багги – без окон и без дверей, зато выпрыгивать на ходу удобно. Почему – понятно.

"Было дело мы очень много раз приходили пешком – машины просто сгорали", – рассказывают бойцы.

Дорога проходит через разрушенные поселки, сменяющиеся один за другим. Оставлять после себя руины – известный почерк ВСУ. Неожиданно проскакиваем Abrams, но водитель категорически не приветствует остановку – экран дрондетектора не гаснет ни на минуту. У уже около второго такого чуда притормаживаем, совсем ненадолго.

Вот если открыть лючок, написано "прием-передача", внутренняя связь, то есть даже на украинский язык какие-то блоки этого танка были переведены. Но не помогло – ни советская динамическая защита, ни коллиматорный прицел на пушке. Все это останется в степях Донбасса.

Неприятный звук, как пила, разделяет ситуацию на просто опасную и опасную очень. Разбегаемся под деревья. Дрон виден, но далеко. Там же и раздается взрыв.

Начинаются линии украинских укреплений. Сначала это ров, пересекаем его, затем – линии "зубов дракона" – треугольники скреплены тросом.

Укрепления эти преодолели и сквозь них прошли – оставленная окопная цепочка – вполне могла бы быть символом непобедимости.

Каждое бревно, из которого построено вот это укрепление, промаркировано. Видимо, для того, чтобы победить знаменитую украинскую коррупцию. Вот такими сооружениями окружено все Селидово, но как мы видим, артиллерийское воздействие приводит к тому, что противник либо остается в этом укреплении, либо отступает.

"Хорошие позиции, укрепленные. Хороший накат, АГС, гранатометы. Полностью все прорыто, укреплено хорошо", – говорит военнослужащий 30-й бригады центральной группировки войск Деменков Виталий.

С нами в этой поездке – ребята из 30-й бригады группировки "Центр". Они в Селидово заходили, они вешали флаги здесь, они придумали вот эту историю с баннером высотою с дом. И вот он – тот самый баннер. На месте.

"Вишенкой на торте, финальным нашим аккордом удачного выполнения боевой задачи будет появление вот такого баннера, который действительно облетел уже весь мир в интернете", – рассказывает командир штурмовой роты 30-й бригады центральной группировки войск Роман Набиуллин.

"Противник бежал, зашли в принципе спокойно", – вспоминает военнослужащий 30-й бригады центральной группировки войск Александр Поторочин.

Вот припрятан новенький Javelin.

"К нему еще идет пусковая установка, которую мы уже забрали и транспортировали. Будем бить врага и их оружием", – говорят бойцы.

Окна в домах целые. Естественно, некоторые разбиты, но и сами дома целые, и окна на месте, то есть город фактически боевыми действиями оказался не затронут. Это хорошо видно во время езды по городу.

Центральная площадь города Селидово. Вот это здание городского совета – как раз с него сбрасывали украинский флаг. Вот здесь раньше стоял явно памятник Владимиру Ильичу Ленину. Вместо него сейчас вот такую конструкцию здесь воздвигли.

Очень аккуратно надо по городу перемещаться. Вот те самые "лепестки" – лежат прямо здесь, на асфальте. Конечно, саперам еще очень большая работа предстоит, чтобы сделать эти улицы безопасными. При этом опустевшим и покинутым жителями город кажется только на первый взгляд. В каждом доме – люди. На дверях подъездов написано, сколько человек за ней.

"Мы на ту сторону вообще не хотим. Это наша земля, мы тут остались, мы тут и будем жить. Окна вот зашиваем. Окон нет", – говорит местный житель.

"Мерзнем немножко, голодаем, но дождались. Главное, что дождались", – рассказывает другой горожанин.

"Мы-то ладно, а вот животных у нас куча. Вон люди погибли, ходим 15 котов кормим – дома по 10 штук", – добавляет местная жительница.

Животные прибиваются к людям и контуженные, и раненные, но некоторые даже в такой ситуации не прочь поиграть.

Истории тяжелые: у Валентины Евгеньевны, отходя, украинские военные убили сына. Получается, что просто так.

"Что они тут делали, зачем они убивают. Никого не трогал, не обижал. То, что он воевать не пошел за них. Он не хотел, он за Россию хотел, он остался здесь. Вот такая вот Украина", – рассказывает Валентина.

Возвращаемся из поездки грязные – лицо даже в защитных очках, как из забоя, зато получился уже вполне сработавшийся коллектив. Скотч можно уже снимать. Общее фото на память – и до встречи снова в других городах ДНР и Новороссии.