Выставка работ Дэвида Хокни открылась в Лондоне

10 ноября 2024 19:47
Хокни – уникальный пример того, как автор сохраняет индивидуальность, вопреки существующим художественным тенденциям.

Его называют отцом британского поп-арта и Сэлинджером от живописи. В Лондоне проходит выставка работ Дэвида Хокни. Экспозиции мастера, большие и камерные, устраивают чуть ли не каждый год. Но, как говорят сами британцы: "Хокни много не бывает". Алия Шарифуллина подробнее.

Один из самых влиятельных, дерзких и дорогих художников современности Дэвид Хокни за более чем 60-летнюю карьеру успел попробовать себя в самых разных жанрах и техниках – от фотоколлажей и оперных афиш до вдохновленных кубизмом абстракций и экспериментов с факсом. Решительно шагнувший в век технологий художник и сегодня продолжает искать новые способы выражения, оставаясь при этом всё тем же бунтарем. Например, стал рисовать пейзажи на смартфоне и планшете, прокомментировав новое увлечение так: "Пикассо от такого сошел бы с ума!"

"Хокни был одним из первых, у кого появился планшет в 2010 году. Он экспериментировал с ним полгода, испробовал все кисточки. Затем создал большой цикл "Приход весны". При ближайшем рассмотрении эти статичные картины похожи на полотна пуантилистов Сёра и Синьяка. Состоят из круглых точек и мазков правильной формы. Хотя сам Хокни своим учителем называет Ван Гога", – рассказал президент и основатель Halcyon Пол Грин.

Не меньшее влияние на художника оказали и работы Пабло Пикассо. Подобно ему, Хокни в течение многих лет рисовал близких ему людей, экспериментируя с формами и материалами. В 80-х годах он открыл для себя прием, который назвал "движущимся фокусом". Вдохновляясь творчеством Пикассо и традиционной китайской живописью, Хокни намеренно отказывается от правильной перспективы, отчего у зрителя возникает ощущение нарушения периферического зрения. "Серия "Движущийся фокус" состоит из 29 работ и является одним из центральных исследований Хокни возможностей живописи. Он изучал перспективы цвета, наложение слоев композиции. Это один из примеров – портрет Селии, музы художника", – пояснила куратор выставки Кейт Браун.

Но ни одна выставка Хокни не была бы полной без работ с изображением бассейнов. Они впервые привлекли его внимание еще во время первого перелета в Лос-Анджелес. Художника заинтересовало, как они отражали свет, разбавляя однообразную гамму городских застроек ярким аквамариновым цветом. "В 1964 году Хокни переехал из Лондона в Лос-Анджелес. Так начался "калифорнийский период" его карьеры. Хокни воспринимал США как землю обетованную, где всегда солнечно и свободно. И бассейны как раз стали для него этим символом приобретенной свободы, роскошью, недоступной подавляющему большинству людей", – отметил Пол Грин.

Выставка предоставляет возможность рассмотреть лишь малую часть творческой жизни художника. Но и этого вполне достаточно, чтобы получить понимание, что Хокни – уникальный пример того, как автор сохраняет индивидуальность, вопреки существующим художественным тенденциям. Азартно играть с миром, не воспринимая его всерьез, но при этом не теряя исключительной резкости зрения.