Проект "Театр в кино" представляет воссозданный спустя 100 лет балет

11 ноября 2024 13:00
Фото: Александр Паниотов
На больших экранах страны с 21 ноября. Киноверсия создана телеканалом “Россия-Культура” и Красноярским театром оперы и балета имени Д. А. Хворостовского.

Премьера киноверсии балета Цезаря Пуни “Катарина, или Дочь разбойника” продолжит второй сезон проекта “Театр в кино” и состоится 21 ноября в киноцентре “Октябрь”. Киноверсия создана телеканалом “Россия-Культура” и Красноярским театром оперы и балета имени Д. А. Хворостовского. В этот же день после показа в премьерном зале киноцентра “Октябрь” балет выйдет во всероссийский прокат. Прокат киноверсии балета осуществляет дистрибуторская компания Кино.Арт.Про.

"Катарина, или Дочь разбойника" – один из популярнейших балетов эпохи позднего романтизма. Для либретто Жюль Перро использовал реальную историю пленения итальянского художника Сальватора Розы, который влюбился в предводительницу разбойников Катарину. Впервые публика увидела балет композитора Цезаря Пуни в 1846 году на сцене Королевского театра Лондона. Премьеру в России зритель ждал особенно, поскольку заглавную партию танцевала известнейшая балерина XIX века Фанни Эльслер. Николай I лично пригласил европейскую звезду в российскую труппу и даже репетировал с кордебалетом один из хореографических номеров, демонстрируя ружейные приемы. Постановка имела успех и не сходила с афиши десятилетия. Главную партию Катарины исполняли многие известные балерины того времени: Пьерина Леньяни, Карлотта Гризи и другие. Настаивала на восстановлении балета специально для нее и Матильда Кшесинская, однако к началу ХХ века хореографический текст и партитура были утеряны.

Некогда успешный балет российский зритель не видел более 100 лет. Новая постановка Красноярского театра оперы и балета представляет собой поистине амбициозный проект. Вместе с приглашенными специалистами балет был воссоздан полностью, от сценографии до либретто и музыкального сопровождения.

По материалам наследия выдающегося хореографа, либреттиста Жюля Перро создавался новый спектакль, либретто переводилось с нескольких языков. Историческими исследованиями и адаптацией балета занимались музыковед Елена Черемных и исследователь творчества Жюля Перро Ольга Федорченко. За хореографическое решение отвечали заслуженные артисты России Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц.

Сергей Бобров, художественный руководитель Красноярского театра оперы и балета (2006-2022): "Попалась газета XIX века, в которой было напечатано полное петербургское либретто. Из разных театров восстановили разные версии либретто. В этом нам помог исследователь старинных балетов Юрий Бурлака".

Музыкальный материал был найден в Риме, в Милане и в архивах Большого театра. На основе сохранившихся партитур композитор Петр Поспелов реконструировал музыку балета, включив в нее и другие произведения Пуни.

Постановка, основанная на почти забытом шедевре хореографии, впечатляет мастерством танцовщиков, роскошными декорациями и костюмами. Визуальную концепцию спектакля разрабатывали специалисты Большого театра. Сценографию и декорации создавала Альона Пикалова на основе декораций, которые были использованы более 100 лет назад в постановке Большого театра. Костюмы создала Елена Зайцева на базе сохранившихся эскизов из Большого и Мариинского театров.

Новая версия Красноярского театра интересна и ретроспективой финалов – в постановке показано, как менялась судьба «Катарины» на разных театральных сценах. В 1846 году в Лондоне публика увидела историю Жюля Перро сразу с трагическим финалом. Вторую версию – драматическую – Жюль Перро предложил уже российскому зрителю на сцене Большого каменного театра в Петербурге в 1849 году. Счастливый финал в редакции Энрико Чекетти прозвучал в Мариинском театре в 1888-м. У зрителей спектакля Красноярского театра будет уникальная возможность увидеть все три финала.

В 2023 году спектакль получил десять номинаций Национальной театральной премии "Золотая Маска" и трижды стал лауреатом. "Катарина, или Дочь разбойника" признан членами жюри лучшим балетом, исполнительница главной партии балерина Елена Свинко получила приз за лучшую женскую роль, Петр Поспелов – за лучшую работу композитора.

21 ноября в московском киноцентре "Октябрь" премьеру киноверсии представят исполнители главных партий Елена Свинко, Георгий Болсуновский, Юрий Кудрявцев, директор театра Светлана Гузий и хореограф-постановщик Юлиана Малхасянц.

Гостей премьеры ждет яркий праздник: встреча с артистами, красная ковровая дорожка, победные "Золотые Маски", выставка костюмов, созданных для балета.

Режиссер киноверсии – Евгения Стрелецкая, оператор – Евгений Шинкаренко.

О ПРОЕКТЕ:

Проект "Театр в кино", задуманный и реализованный телеканалом "Россия-Культура", ведущими российскими театрами и дистрибьюторской компанией Кино.Арт.Про для трансляции на больших экранах лучших отечественных театральных постановок, поддержан Министерством культуры РФ. Количество участников проекта продолжает расти. Девиз "Театра в кино": "Театр становится ближе, театр становится доступнее". Новый качественный просветительский контент пополнил репертуар ведущих кинотеатров России. Масштабная культурно-просветительская миссия Всероссийского проекта "Театр в кино" – предоставить возможность зрителям по всей стране увидеть лучшие работы ведущих театров и пообщаться с их создателями. В течение нового сезона на большие экраны будут выходить оперные, балетные и драматические постановки, завоевавшие признание публики и критиков.