В Москве посвятили выставку Геннадию Айги и Осипу Мандельштаму

17 ноября 2024 19:37
Геннадий Айги был бунтарем против формальных функций слова в поэзии. Он всегда искал оригинальные средства выразительности, передавал в строчках не буквальный смысл, а впечатление и атмосферу.

Поэзия – вечный источник вдохновения для тех, кто занимается искусством. Выставку в столичной галерее "Нигде кроме" посвятили Геннадию Айги и Осипу Мандельштаму. О том, как их поэтическое слово отозвалось в творчестве современных художников, в репортаже Юлии Кундрюковой.

"Нигде, кроме как в Моссельпроме" – такой слоган придумал Маяковский для плаката с изображением этого дома. В подвале памятника конструктивизма – всё об авангарде. Включая выставку, которая открылась в честь Геннадия Айги. Елена Сарни – художник, которая для этой экспозиции приготовила работу "Аполлон". Полотно о том, что метапостмодерн не может существовать без прошлого – без античного искусства. Елена – еще и соучредитель этой галереи. Говорит, что выставка посвящена не только Айги, но и его любимому поэту Мандельштаму. "И Айги, и Мандельштам по-своему, мне кажется, восприняли эту эстафету. Собственно, Мандельштам – автор этого времени. А Айги воспринял эту эстафету через полвека, он носитель тех качеств, которые были так важны для авторов первого авангарда", – поделилась Елена Сарни.

Эти качества – способность ниспровергать каноны, не уничтожая при этом великое, преемственность – самый конструктивный подход, и в то же время обязательно должно родится что-то новое. Необычные стихи Геннадия Айги, в которых сложно поймать рифму и смысл которых не очевиден, вдохновляют художников на то, чтобы вписывать его строки на свои полотна. Как сделал, например, Александр Панкин. "Она связана с математическим анализом стихотворения Айги с помощью им разработанной художественной формы. Я думаю, что непосвященные, наверное, не смогут раскрыть эту внутреннюю математику, но он ее уловил, и для него это оказалось очень вдохновляющим", – отметила поэт, художник, куратор выставки Татьяна Грауз.

Игорь Лангин – художник, который дружил с Геннадием Айги. После его смерти решил сделать серию работ на стихи, основанные на фольклоре Поволжья. Получились лаконичные образы в технике шелкографии. "Принесли мы изящество ног, чтобы в памяти вашей оставить. Разрешите нам пляску последнюю... Когда я его спрашивал, почему такие короткие, он говорил: мне хотелось взять что-то, что меня зацепило из песенной поэзии, и в то же время, чтобы не было похоже на хокку", – рассказал Игорь Лангин.

Михаил Рошняк подготовил два полотна: одно посвятил Малевичу, другое – всем поэтам, включая Айги и Мандельштама. Картина, написанная землей. "Не совсем дождь, а некая поэтическая сущность, которая льется на поэтов. Пишут же не поэты, пишут высшие силы, а они только ручкой водят", – сказал художник Михаил Рошняк.

Геннадий Айги был бунтарем против формальных функций слова в поэзии. Он всегда искал оригинальные средства выразительности, передавал в строчках не буквальный смысл, а впечатление и атмосферу. И всегда – пространство для толкований и трактовок, чтобы каждый примерял стихи на себя, искал свои смыслы. Художники для этой выставки постарались использовать этот же подход – каждый в своей манере. До конца ноября в галерее "Нигде кроме" пройдут поэтические вечера, лекции и обсуждения поэзии Геннадия Айги.