В Красноярске прошла неделя памяти героев Алсиба

18 ноября 2024 07:01
В годы Великой Отечественной войны Красноярская воздушная трасса была одним из важнейших путей доставки в Советский Союз самолётов, техники, материалов и продовольствия. Алсиб был настолько опасен и непредсказуем, что здесь решались летать только самые отважные пилоты.

Для воюющего СССР Алсиб был необходим как воздух, ведь поставки авиатехники начались именно тогда, когда она была больше всего нужна – эвакуированные заводы ещё не вышли на проектные мощности, а враг рвался к Сталинграду. И Красноярск стал очень важным звеном в перевалке самолётов на фронт. Более 8000 истребителей, транспортников и бомбардировщиков перелетели с Аляски в Сибирь. 11-го ноября 1942-го года, на красноярский аэродром прибыла первая группа самолётов американского производства.

Вячеслав Филиппов, автор книг по истории авиации:

"Идеальное на самом деле, тогда решение было – максимально по мирной территории перегонять самолёты своим ходом, не задействовать какие-то другие виды транспорта. И получилось, что главная задача была создать инфраструктуру. А это мы могли сделать. И как раз роль Красноярска, подчёркиваю, в этих героических усилиях по строительству трассы и потому, что Красноярск стал мощнейшей перевалочной базой. Именно на территории Красноярского аэродрома переучить фронтовые полки, прибывающие сюда на эту новую технику в кратчайшие сроки. И они из Красноярска уже летели на фронт бить врага".

Летать здесь могут, либо сумасшедшие, либо русские – так говорили о трассе Алсиб американцы. Дистанция – 6500 километров. Путь самолётов пролегал над бескрайними пространствами от Чукотки до Красноярска. Военные историки отмечают, что перелеты проходили в крайне сложных условиях, за время работы перегоночной трассы произошли десятки катастроф, в которых погибло 115 наших авиаторов.

Обломки разбившихся самолётов. Любая неисправность грозила летчикам неминуемой гибелью – найти их на бескрайних просторах было невозможно. Тем не менее, военлёты шли на риск и перегоняли так необходимые фронту истребители и бомбардировщики.

Строительство трассы заняло всего девять месяцев. Были расширены аэродромы в Якутске, Красноярске и Киренске, построены 17 новых. Была сформирована специальная перегоночная авиадивизия.

Елизавета Стручева заместитель директора музея "Мемориал Победы":

"Очень быстро строилась трасса. В ряде случаев это были полузаброшенные аэродромы, которые восстанавливались в очень быстрых условиях. По поводу катастроф, которые случались в восточной части трассы, там, где люди не проживали. Очень сложно было там летать".

Несколько лет назад из таймырской тундры был эвакуирован знаменитый борт Тюрикова – Дуглас-С47, который совершил вынужденную посадку в 120 километрах от посёлка Волочанка. Самолёт, который тоже доставили в Красноярск по авиатрассе, сейчас заканчивают реконструировать в Новосибирске. Он станет главным экспонатом музея освоения русского Севера и героев Алсиба.

Александр Матвеев, авиаисторик:

"Самолёт собран, внешне окрашен. Фактически дальнейшие работы будут связаны только с интерьером и интерактивным его оснащением как музейного экспоната. Его можно увидеть, пощупать, посмотреть. Сделан с большой любовью".

Целую неделю в Красноярске шли мероприятия, посвященные героям воздушной трассы. Специалисты "Мемориала Победы" провели "музейные уроки". Ученики школы №150 имени советского полярного лётчика, Героя Советского Союза Василия Молокова провели экскурсии и викторины, узнали новые факты об Алсибе и истории своей малой родины.

Ирина Мочалкина, заместитель директора школы№150 имени Героя Советского Союза Василия Молокова:

"Наша школа взяла на себя 2-3 городских мероприятия, как организаторы по проведению и участию недели памяти погибших лётчиков красноярской трассы Алсиб".

На Троицком кладбище, состоялось возложение цветов в память погибших лётчиков-перегонщиков.