Музей-усадьбу Репина "Пенаты" закрывают на реставрацию

18 ноября 2024 12:21
На время работ более двух тысяч экспонатов перевезут в музей Академии Художеств.

Музей-усадьбу Репина "Пенаты" закрывают на реставрацию. Дом давно находится в плачевном состоянии. Рабочим предстоит не только обновить интерьеры, но и укрепить несущие конструкции. Все экспонаты на время ремонта вывезут. Репортаж Виктории Галчинской.

Ставни закрыты, но в доме Репина достаточно оживленно. Реставраторы упаковывают в деревянные ящики скульптуры и вазы, снимают со стен картины художника. Экспонатам предстоит покинуть родные пенаты. Это одна из последних картин Ильи Репина – "Пушкинъ на берегу Невы". Над ней художник работал даже не годы – десятилетия. "Каждый раз, когда раздавались слова критики в адрес этого портрета, Репин возвращал его в мастерскую и переделывал. Эти переделки – они все очень хорошо видны. Они видны в тех кракелюрах, которые есть на этом портрете, в том толстом слое красочном, который есть на лице. Это практически уже барельеф", – говорит хранитель экспозиции и фонда музея-усадьбы И. Е. Репина "Пенаты" Вера Ловягина.

Чтобы не повредить красочный слой при транспортировке, полотно упаковывают в специальный "дышащий" материал. Одежду и ткани заворачивают в мягкую микалентную бумагу. Она защищает от заломов старинные вещи, а таковых в усадьбе Репина – огромное множество. И каждая – с историей. "Эта одежда была использована художником в процессе написания картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Натурщик был наряжен в данный предмет одежды и позировал самому Илье Ефимовичу Репину", – рассказывает художник-реставратор Екатерина Миланчик.

Небольшую усадьбу в поселке Куоккала Репин купил в 1899 году для своей возлюбленной Наталии Нордман. Она и назвала место "Пенатами". Это был обычный деревянный домик, сначала Репин надстроил второй этаж, где разместил мастерские. Позже появились балкон, кабинет художника и зимняя веранда. Практически во всех новых помещениях Репин сделал световые потолки, чтобы писать картины при естественном освещении. Когда началась Великая Отечественная война, практически все, что было в усадьбе, сотрудники музея успели вывезти в Ленинград. Сам дом сгорел дотла. "Усадьба была восстановлена после войны, тем не менее посетители и сотрудники музея смогли создать полное ощущение и сохранение духа усадьбы, сохранение того, что Илья Ефимыч здесь работал, писал, жил", – объясняет директор Музея Академии художеств Алексей Мудров.

Но со временем балки просели, стеклянная крыша начала протекать, краска облупилась. Теперь дому Репина нужна серьезная реставрация. Необходимо укрепить несущие конструкции, заменить инженерные коммуникации и обновить интерьеры. На время работ более двух тысяч экспонатов перевезут в музей Академии Художеств. К переезду мастера подошли творчески. Колосья пшеницы – своеобразный датчик контроля. Ни одно зернышко не проронили – значит, и экспонаты перенесли дорогу благополучно. За процессом распаковки ценных предметов пристально следят богиня Гера и Антиной. Пока усадьба закрыта для посещения, посмотреть на работы Репина можно и в музее Академии Художеств. Под другим углом.