Выставку "Экспонат №..." посвятили истории триумфальной арки в Петербурге
Торжественность, строгость и простота. Исполнилось 190 лет со дня открытия в Петербурге Нарвских триумфальных ворот. Об истории величественного памятника, который является экспонатом Государственного музея городской скульптуры, расскажет Татьяна Божко.
В музейном зале внутри Нарвских ворот застыла история двух столетий – в гравюрах, наградах, фотографиях и чертежах. Это экспонаты большой юбилейной выставки. Одной из главных достопримечательностей юго-запада Петербурга исполнилось 190 лет. Временную, и тогда еще деревянную, триумфальную арку в начале XIX века воздвигли на окраине города в честь победы гвардии Российской империи над наполеоновской Францией. Торжественный марш звучал под ней не раз. Через 20 лет, уже на новом месте, построили кирпичные триумфальные ворота. "Нарвские ворота полностью одеты в медные одежды. Это было очень смелое и новаторское предложение Василия Петровича Стасова, ведь никто и никогда до этого момента не облицовывал памятники медью", – рассказала начальник отдела "Нарвские триумфальные ворота" Олеся Крылова.
Слитки брали на монетном дворе, везли на Александровский чугунно-литейный завод и там раскатывали в пластины. Медная защита много лет оберегает ворота от сурового климата Северной столицы. Из-за высокой влажности металл приобрел зеленый цвет. О том, что на верхнем, шестом, этаже ворот уже почти сорок лет расположен музей, до сих пор знают далеко не все. Заветную мечту архитектора Стасова воплотили в жизнь уже после его смерти. "Статус у Нарвских триумфальных ворот совершенно особенный. Это не просто памятник, это монументальная скульптура. У нас, естественно, есть номер, который присваивается любому музейному предмету. Отсюда и название нашей выставки – "Экспонат №...", – пояснила Олеся Крылова.
Неспокойный ХХ век стал для Нарвских ворот серьезным испытанием – несколько раз их пытались уничтожить. Во времена Февральской революции неугодный "символ царского режима" в знак протеста попытались сжечь. Тогда сгорела винтовая лестница, огонь испортил убранство кабинетов и залов. Главной потерей стали важные исторические документы. Внутри после пожара 1917 года Нарвские ворота выглядели так. Не сгорели полностью благодаря крепким строительным материалам. Внизу – известняковая плита. Вверху – кирпич. Те самые, которые закладывали в 1830-х годах. Между ними – гранитный пояс. Это настоящее прикосновение к истории.
Эти экспонаты гостям выставки показывают впервые. Их нашли во время одной из пяти реставраций. Обветшавшие позолоченные буквы, которые много лет находились на аттике, – названия основных мест сражений Отечественной войны 1812 года. "Мы экспонируем здесь и фрагменты декора памятника – это цветочные листья, розетки из чеканной меди. Нарвские триумфальные ворота – уникальный памятник, потому что он стоит как бы на стыке двух эпох. Когда эпоха классицизма заканчивается, у заказчиков уже не вызывает такого интереса, появляется постепенно новый стиль, который вошел в историю как историзм", – отметил старший научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры Александр Савинов.
На выставке – множество копий предметов, оригиналы которых хранят в Эрмитаже и других музеях. На этих медных медальонах изображены сцены боев во главе с великим полководцем Михаилом Кутузовым. Есть и особый стенд для любителей мистики. По одной из легенд, в подвале Нарвских ворот живет привидение, и его завывания можно услышать в полночной тишине. Однако, по словам работников музея, это всего лишь игра петербургского ветра.