Проект "Арт-Диалог" представляет в Москве работы художников России и Узбекистана

19 ноября 2024 09:38
Экспонируется более 150 работ. Значение таких пленэров и выставок выходит за рамки искусства, объясняют создатели проекта.

Наполненные солнцем пейзажи Средней Азии. На Международной выставке "Арт-Диалог" экспонируется более 150 работ, созданных художниками России и Узбекистана на совместных пленэрах. О пересечении культур и традиций – Яна Музыка.

Памятники среднеазиатской архитектуры, завораживающие пейзажи и сама атмосфера Узбекистана. Проект "Арт-Диалог" не просто организует совместные пленэры в красивейших местах, а знакомит художников с историей и культурой Узбекистана. "В основе нашего проекта совместные пленэры. Мы продумываем маршрут так, чтобы можно было активно порисовать, поработать и узнать об истории этого места, в котором мы оказались. В нашем проекте не только художники: историки, краеведы, искусствоведы. Потому что мы встречаемся с работниками музеев в Бухаре, в Самарканде, в Ургенче", – рассказала куратор проекта Ирина Коваленко.

Российским художникам показывают не только раскрученные достопримечательности, но и глубинку, реальный быт. Используют метод погружения. Глина, дерево, на крыше сушатся яблоки, которыми славится кишлак Гилан. Он находится высоко в горах, удалён от больших городов, и там ещё сохранился традиционный уклад. Российские художники жили в местной семье, спали на курпачах, ели, сидя на полу, как это принято в Узбекистане, чтобы погрузиться в местный колорит. Другое количество солнца, особый свет, декоративность цвета. Совершенно иная живописная среда. После таких пленэров работы российских мастеров меняются, живопись становится более светоносной. "Я перестала бояться чистого цвета. Его уже легче использую. Ты начинаешь видеть тень не просто тёмным пятном. Ты видишь его живописным пятном", – призналась художница Ирина Куколкина.

Средняя Азия давно стала источником вдохновения для российских художников. "Арт-Диалог" продолжает традицию, которой более 100 лет. На этой работе Ирины Старженецкой 1966 года особый взгляд на Бухару. "Мы были в августе, было безумно жарко, 50 градусов в тени. Когда много солнца, оно обесцвечивает цвет. То есть всё становится, как мне кажется, жемчужным", – поделилась художница Ирина Старженецкая .

Традиционное изобразительное искусство Средней Азии связано с миниатюрой. Живописную школу в Узбекистане в XX веке создавали российские мастера. Теперь на совместных пленэрах художники обогащают друг друга. "Верх – это всё восточное, моё. Там тёплые оттенки. Эти тонкие линии. А внизу, я смотрю, российские художники. У меня нижние работы похожи на российских художников, я хотел тоже попробовать, как они", – прокомментировал художник (Узбекистан) Ашурмухаммад Карамуртий. Значение таких пленэров и выставок выходит за рамки искусства, объясняют создатели проекта. Это пример народной дипломатии. Когда инициатива снизу укрепляет глобальные отношения между странами.