"НИИ Архив. Ремонтаж": ЦСИ "Винзавод" запускает новое направление деятельности

19 ноября 2024 12:21
В архивных каталогах, редких изданиях и инсталляциях – осмысление истории российской арт-индустрии. В аббревиатуре НИИ спрятаны три слова: Наука, Исследование, Искусство.

Центр современного искусства "Винзавод" запускает новое направление деятельности: "НИИ Архив". К этому событию подготовили выставку работ из коллекции фонда. В архивных каталогах, редких изданиях и инсталляциях – осмысление истории российской арт-индустрии. О том, как первопроходцы современного искусства создают новую художественную реальность – Алия Шарифуллина.

2006 год. До открытия Центра современного искусства "Винзавод" больше полугода. Группа российских художников спускается в темные подвалы опустевшего комбината виноградных и десертных вин. И начинают "катакомбную встречу". Предмет обсуждения – выставка "Верю" под кураторством Олега Кулика. 27 января 2007 года она откроется в этих самых "катакомбах" и знаменует официальное рождение "Винзавода" – центра, который выведет современное искусство из подполья и сделает популярным. Одним из главных экспонатом той выставки стали "Стопы" Дмитрия Гутова. "Центральную анфиладу фланкировала как раз работа Дмитрия Гутова, которая представляла собой фрагмент знаменитой картины Андреа Мантенья "Мертвый Христос". То есть этот маленький фрагмент, увеличенный до гигантского размера, который производил впечатление сильнейшего воздействия искусства на человека", – объяснила куратор выставки Ирина Горлова.

Что произошло за эти годы, чем отличается искусство середины нулевых, как отечественная арт-индустрия встроена в общекультурный мировой контекст – теперь можно узнать в специальной лаборатории "НИИ Архив. Ремонтаж", в которой собраны громкие проекты современного искусства последних десятилетий. В аббревиатуре НИИ спрятаны три слова: Наука, Исследование, Искусство. Этой выставкой "Винзавод" запускает проект по созданию архива современного искусства. "Очень многие моменты теряются. История того, что происходило 10, 15 и даже 20 лет назад уже, как система, отсутствует. Не было никаких книг, каталогов, которые бы систематизировали и рассказывали, что происходило за эти 30 лет. Поэтому проектом "НИИ Архив", мы хотели бы начать писать историю искусства российского современного", – рассказала основатель Центра современного искусства Винзавод Софья Троценко.

В названии выставки зашифрован и винодельческий термин "ремонтаж" – это процесс перекачивания сусла из нижней части бродящей жидкости в верхнюю. Аналогично этому выставка поднимает материалы прошлого на поверхность, придает вкус и цвет событиям, сыгравшим важную роль в развитии современного искусства, привлекая внимание и к самому процессу архивации, работы с источниками арт-институции. "Говорила даже с преподавателями каких-то вузов. Они говорят, что ждут эту выставку, почти как учебное пособие, потому что тут важная история не только одной институции. Мы с вами говорим об очень важных событиях, проектах, которые происходили последние 15, почти 20 лет", – добавила Ирина Горлова.

По архиву "новые имена", проследить дальнейший путь развития вчерашних дебютантов, узнать кто из стрит-артистов первым "поселился" на "Винзаводе", и начал знакомить город с граффити-культурой, или например познакомиться с феноменом комиксов через фестиваль "КомМисия". Посетители выставки смогут построить свою траекторию по экспозиции – по художественной жизни Москвы и шире – России XXI века.