В Кунсткамере представили обновленную экспозицию Музея Ломоносова

20 ноября 2024 20:15
Авторы реэкспозиции хотели показать выдающегося русского ученого "крупным планом", а мир академической науки – через призму взглядов самого Ломоносова

В Кунсткамере, после обновления, открыли для публики Музей Ломоносова. Авторы реэкспозиции хотели показать выдающегося русского ученого "крупным планом", а мир академической науки – через призму взглядов самого Ломоносова. На какие вопросы даёт ответ выставка узнал Михаил Дубков.

"Показать личность Ломоносова, его формирование. Откуда шел его интерес к очень многим явлениям природы – северное сияние, атмосферное электричество, которые потом он обосновывал теоретически. А видел и задавался вопросами еще на родине", – прокомментировала главный хранитель фондов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН Наталья Копанева.

В поисках ответов на эти вопросы, Михаил Васильевич постоянно изобретал что-то новое. На стендах – десятки приспособлений для измерений, подзорных труб и компасов. Как многочисленные иллюстрации к его же крылатой фразе – "Один опыт для меня выше тысячи мнений". Везде где жил и работал Ломоносов, он создавал химические лаборатории. Академик сутками занимался экспериментами. Только для того, чтобы найти рецепт цветного стекла он провел 4000 опытов.

Результатом стало появление в России непрозрачного стекла – смальты. Ломоносов нашел способ получать его абсолютно любого цвета. Лучше понять технологии XVIII века посетителям помогают технологии современные. У каждого стенда – мультимедийные экраны, на которых можно рассмотреть экспонаты со всех сторон и узнать их историю.

"Медиапродукты мы тоже исполняем на основе подлинников. Мы снимаем, ничего не выдумываем. Даже не можем дорисовать портрет, если его подлинно нет. Например, портрет Миллера. Мы не уверены, что он существует. Профиль точно, а вот все остальное – не всегда", – рассказал директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН Андрей Головнёв.

"Музей – всегда хранение, музей – воссоздание. Сейчас этот баланс между абсолютно реальной подлинностью, которой никогда нет, реконструкцией и вымыслами основанными на точных материалах", – поделился президент Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Центральное место в зале занимает конферентский стол. За ним проходили собрания Российской Академии наук. И за ним, как говорят историки, начиналась её так называемая русификация. До Михаила Ломоносова исследованиями в России занимались приглашенные иностранцы. И только он все изменил. Сделав упор не на гуманитарные, а на естественные науки. "Ломоносов в принципе свою жизнь рассматривал через некое служение. Служение науке и отчизне. Для него это было едино в его формировании и его сознании", – отметил главный учёный секретарь Санкт-Петербургского отделения РАН Виталий Сергеев.

Кунсткамера – единственное сохранившееся здание в Петербурге, в котором работал Ломоносов. Поэтому обновленная экспозиция максимально погружает в атмосферу научных поисков великого академика.