Хрусталь во всем блеске показывает Музей декоративного искусства

21 ноября 2024 09:15
Выставка рассказывает, как из стекольной массы получается художественное изделие.

Всероссийский музей декоративного искусства представляет хрусталь "Во всем блеске". Выставка рассказывает, как из стекольной массы получается художественное изделие. Елена Ворошилова узнала, какой путь проходит хрусталь от формы до огранки.

Кажется, что в сквере перед музеем разбросаны огромные изумруды. На самом деле, это стеклянные глыбы весом до семисот килограммов. Они получаются после остановки печей, когда стекло сливают в огромные конгломераты – раз в семнадцать лет. Сергей Мартынов и Дарья Болховитина сделали эту инсталляцию, которая стала частью экспозиции "Во всем блеске". "Мы рассматривали эти глыбы, которые получились, и смотрели какие они, какая у них жизнь. И нам хотелось проявить внутреннее состояние каждой из них", – говорит художник Сергей Мартынов. "Мы обтачивали, шлифовали, где-то подполировывали. Хотелось оставить ощущение, их какую-то историю, природу", – добавила художница Дарья Болховитина.

Концепт выставки "Хрусталь. От формы до огранки" отражен в этих пяти бокалах. "Смотря на эту группу, можно понять, как создается хрустальный предмет. Первый и второй образец показывают стакан на этапе формовки. На третий образец нанесен рисунок и узор будущей хрустальной грани. Соответственно, хрустальную грань вы видите на образце номер четыре, и образец номер пять – уже готовый отполированный стакан", – объясняет куратор выставки Елена Коваленко. Над одним бокалом работают 10 мастеров: наборщики, выдувальщики, прессовальщики, гравировщики и гранильщики. Чем выше прозрачность стекла, тем больше ценность хрусталя. Он появился в XVII веке в Англии. В России – в XVIII. "На обложке журнала "Красная панорама" художник Юрий Пименов романтизирует процесс создания стекла. Видите, как стекольщики высоко держат стеклодувные трубки, почти как пионерские горны. На самом деле, сделать это невозможно. Трубка выглядит таким образом, и сама по себе она уже достаточно тяжелая. А теперь представьте, что на конце трубки может оказаться до 20 килограммов стекла", – дополнила куратор выставки Елена Коваленко.

Настоящая алхимия, к которой приложил руку Михаил Ломоносов, экспериментировавший с цветом и окрашиванием. Медный рубин делал стекло красным. Оранжевый хромпик – бирюзовым. Благодаря черному селену получали цвет чайной розы. Этот кувшин из розалинового хрусталя – гордость Гатчинского дворца. Хрустальные вазы, люстры, рельефы. Казимир Малевич сделал эскиз флакона для одеколона "Северный". Эти эксперименты прошлого вдохновили Сашу Фролову на создание лентикулярного принта с иллюзией объема. "Что такое стекло и как оно связано с другими видами искусства – вот, это, конечно, кураторская, очень интересная, сложная задача, которая удалась, на мой взгляд, и привлекает внимание именно параллелями", – комментирует директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова.

Закон об архитектурных излишествах в середине 50-х поставил под удар и хрусталь. Скромно и утилитарно, а значит – отказ от граней, которые давали хрусталю те самые, волшебные блики. Хрусталь во всем своем великолепии. В отражении зеркал тот самый блеск, который так ценили европейские короли и русские императоры. Не случайно во все времена хрусталь был символом роскоши и богатства.