"Чересчур" – выставка современных российских художников в Фонде Ruarts

21 ноября 2024 16:31
Искусствоведы утверждают: после промышленной революции китч поработил культуру.

"Чересчур" – так лаконично назвали новую выставку современных российских художников в Фонде Ruarts. Там сосредоточились на феномене китча и его взаимоотношениях с искусством. Из какого же сора растет то, что специалисты называют подделкой подлинной культуры – выясняла Ксения Луженкова.

Яркий пейзаж в стразах Сваровски – картина неузнанного творца. Художник уличной волны Егор Гиве неуловим для журналистов и соцсетей. Его творческие практики – поиск "среднего человека", который формируется в капиталистическом социуме под воздействием Интернет-культуры. "Он много использует народного в своем творчестве: стразы, мех, пословицы, поговорки. Цитаты, которые он привносит в свои работы, вывешенные в галерее, всегда считываются очень просто, очень быстро", – объясняет куратор выставки, арт-директор галереи и фонда Ruarts Катрин Борисов.

Резкая вспышка, мгновенный эффект, смыслы на поверхности – так характеризуется феномен китча в мировой культуре. Задача выставки – преодолеть эту однозначность. Произведения для широких масс, как правило, воспринимаются бегло и эмоционально, но необходимо их проанализировать. Художник Алексей Корс решился на эксперимент – от женского лица заказал пяти копирайтерам любовное послание к художнику. "Любопытство и содержательность этих текстов связаны с тем, как в них закрепляется шаблон, то есть некоторое клише индивидуального или коллективного сознания, относительно с одной стороны фигуры художника, как мы себе эту фигуру представляем, что это за образ. И с другой стороны, шаблон любовного послания", – говорит куратор выставки Алексей Масляев.

Гонку эстетических стандартов иллюстрирует видео Марии Блащик "Застой". А в соседнем зале на алтарь стиля вознесли три лика – Монро, Дитрих, Келли. Триптих Кати Филипповой – палимпсест из цитат. Готика здесь неотделима от рококо, восточные растительные орнаменты соседствуют с традицией русской иконописи. Художники иронизируют над эталонами эстетики. Античные скульптуры – образцы красоты и гармонии для художников разных эпох. Но так ли актуальны эти идеалы в настоящем? Цикл "Times New Roman. Эпизод 3. Москва" высмеивает общество потребления. Статую римского бога теперь можно купить на рынке.

Над серией "Торговля" художник Александр Егоров работал во время пандемии. Сохраняя общие очертания пространства, он создал вихрь из впечатлений от разноцветных привлекательных товаров, реализовал аллегорию бесконечного выбора. "Торговые центры мне напоминают цветущие сады с яркими этикетками, и их ассортимент постоянно обновляется. Здесь я бы хотел провести параллель между тем, как растения конкурируют за солнечный свет, так и товары и услуги конкурируют за наше внимание. И именно внимание и время становятся самым ценным ресурсом", – комментирует художник Александр Егоров.

Искусствоведы утверждают: после промышленной революции китч поработил культуру. Произведения создаются по формулам, перенасыщают сознание созерцателя. Выставку "Чересчур" символично замыкает инсталляция Ирины Кориной. Кухонный плафон освещает столик для стационарного телефона. Значимое отсутствие заполняет послание: "Ну, это уже чересчур!".