Об архитектурном наследии Симбирска – выставка в Музее имени Щусева
Выставка "Мастера симбирского модерна" – совместный проект Музея имени Щусева и Музея-заповедника "Родина Ленина". В нём отражена история стиля модерн в застройке губернского Симбирска – современного Ульяновска, где сохранились целые дореволюционные кварталы. Репортаж Антона Николаева.
Выставка в Музее архитектуры рассказывает об истории дореволюционного Симбирска – о том, как выглядел город на рубеже XIX-XX веков и о тех, кто формировал его облик. "Люди, которые там жили, имели высокий уровень образования, высокий уровень культуры. Они сами формировали облик города, выступая заказчиками для этих архитекторов. Это встречное движение – это и уровень заказчиков, и уровень архитекторов, которые работали в Симбирске. Именно такое сочетание дало высочайший по художественному уровню результат", – объяснила директор Музея архитектуры им. Щусева Наталья Шашкова.
В Симбирске, в 1924 году потерявшем свое имя, навсегда исчезли многие памятники классической архитектуры, в том числе дворянские усадьбы. А модерн большевики почему-то пощадили. В этом стиле построены банки, школы и училища, доходные дома. Типичный пример: купеческие лавки на первом этаже, кинотеатр – на втором, квартиры – на третьем. "На торцевой стене этого сооружения были обнаружены два окна, с сохранившимися стеклянными кирпичами производства Фальконье. Эти два окна включены в предмет охраны этого здания, то есть оно считается памятником архитектуры", – рассказала искусствовед, директор Музея Мельниковых, куратор выставки Анна Кистанова.
А вот и главный строительный материал архитектурных построек стиля модерн в Симбирске – бетонный пустотелый камень. Его запатентовал архитектор Федор Ливчак. "Стремились создать новый строительный материал, который был бы технологичным, спасал от сырости, был дешев, позволял организовать массовое строительство и, самое главное, был огнеупорным", – отметила директор музея-заповедника "Родина В. И. Ленина", руководитель и куратор проекта Ирина Котова.
Несмотря на то, что здания строили из бетонных кирпичей, в основе некоторых проектов были образцы русского деревянного зодчества. "Помимо бетонных блоков Ливчак очень много строил из традиционных материалов – и из камня, и из дерева. И в основе его понимания неорусского стиля лежал образ крестьянской избы, которую он всячески пытался осмыслить и предать ей новое соответствующее стилю звучание", – дополнила Ирина Котова.
Ценность архитектурного наследия эпохи модерна осознали еще в советское время. В 80-е в городе была реализована программа масштабной реставрации. "Мне довелось возглавлять Средневолжский филиал института Спецпроектреставрации, который был организован в Ульяновске. Вы видите макет первой электростанции Симбирска. Работа Вольцева. Восстанавливалось здание по нашему проекту", – поделился краевед Юрий Козлов.
Это был большой стиль в русской архитектуре, в котором создавались красивые здания, даже если это была просто электростанция. Сегодня эти сохранившиеся памятники во многом определяют лицо города.