Фестиваль фортепианной музыки имени Эмиля Гилельса завершился в Москве
Фестиваль фортепианной музыки имени Эмиля Гилельса завершился в Москве. Для финального концерта составили русско-китайскую программу. Она продиктована юбилейной датой – 75-летием образования Китайской народной республики и установления дипломатических отношений между нашими странами. Из Дома музыки – репортаж Елены Ворошиловой.
Этот финальный концерт фестиваля точка пересечения русской и китайской музыки. Впервые дирижер Сергей Тарарин и симфонический оркестр Москвы "Русская филармония" подошли так близко к музыкальным мирам Китая. Сыграли за один вечер три концерта. Просто выучить партитуры оказалось недостаточно, чтобы играть музыку Поднебесной. "Было интересно открыть новые сочинения, которые в мире известные, а в Китае столпы музыкальной культуры", – прокомментировал дирижёр Сергей Татарин.
В Китае все знают старинную легенду, по которой был написан концерт для скрипки и оркестра "Лян Чжу", названный именами влюбленных – китайских Ромео и Джульетты. Из-за несчастной любви герои умирают и превращаются в бабочек. "Влюбленные бабочки" – второе название концерта. Ариадна Анчевская уже сыграла этот концерт в Китае в знаменитом пекинском зале Капля. А учила его по записи Ванессы Мэй, добиваясь синхронной игры с британской скрипачкой. "В китайской музыке присутствует пять нот, а у нас четыре пальца. Пятая нота, как пятое колесо. Приходится переносить ноту или прыгать куда-то", – поясняет скрипачка, заслуженная артистка России Ариадна Анчевская.
Заключительный концерт фестиваля интригует неожиданными рокировками. Как хороший шахматный турнир. Российский пианист играет музыку композитора из Поднеебесной. Китайский – русскую классику. Как справятся музыканты виртуозы с этой историей будет понятно через пару часов. Сергей Давыдченко – победитель конкурса Чайковского играет концерт "Хуан Хэ" – Желтая река – первый классический фортепианный концерт в Китае. В этой музыке, основанной на китайских народных мелодиях, можно услышать фрагменты революционных песен, которые любил Мао Цзедун и даже интернационал. "Я думаю, в свете политическом, мы будем играть больше китайской музыки, а китайцы будут больше играть русскую", – говорит пианист Сергей Давыдченко.
В этот вечер в руках китайца Жуй Мин партитура первого концерта Чайковского. Студент Академии исполнительского искусства, пять лет в России. Учился в Центральной музыкальной школе. Русскую фортепианную школу считает самой сильной, а русскую культуру родной. "Я много читал русских стихов и много ездил по всей России", – рассказал пианист (Китай) Жуй Мин.
Жуй Мин занимается по 10 часов в день, но считает, что главное в музыке не только техника – душа, когда о главном можно говорить без слов.