"Неизвестный Щукин" – выставка в Пушкинском музее
"Неизвестный Щукин": выставка в Музее изобразительных искусств имени Пушкина предлагает взглянуть на фигуру коллекционера с непривычного ракурса. Отсутствие предрассудков и невероятная интуиция помогли Сергею Щукину сформировать одно из самых значимых собраний западной модернистской живописи. Но интересовало его не только новое искусство. Юлия Кундрюкова продолжит.
Выставки в Пушкинском, посвященные коллекциям Щукиных, уже можно назвать сериалом. Но только эта – "Неизвестный Щукин" – отвечает на вопрос, как удалось русским купцам и промышленникам в начале ХХ века открыть западных модернистов. "Для того, чтобы понять, что ты видишь перед собой Матисса, Пикассо или Сезанна, надо иметь неплохое образование и хорошо разбираться в искусстве. Так не бывает, что ты пришел в мастерскую к неизвестному художнику и немедленно понял, что его надо покупать. Это довольно сложный комплекс, в том числе этот комплекс включает в себя эволюцию коллекционера", – сказала директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Елизавета Лихачева.
Эта выставка – результат исследования, которое возглавил куратор и научный сотрудник Пушкинского Алексей Петухов. Исследование началось в архивах музея, в отделе рукописей. Здесь нашли акты передачи части коллекции Щукиных в другие профильные музеи – Музей Востока, истории религий, в музеи Махачкалы, Астрахани, Якутска. По этим бумагам, как в детективе, удалось понять, где хранятся артефакты, которые стали основой большой коллекции. "Авантюрный роман в нескольких частях, но в одной серии. Здесь есть главные герои – семейство Щукиных, они всегда в центре внимания, а вот сюжеты всегда разные. Египет, Восток, старые мастера, керамика или декоративное искусство, древнерусские иконы – сюжеты очень не похожи друг на друга, и везде – свои открытия", – пояснил ведущий научный сотрудник отдела нового западного искусства ГМИИ им. А. С. Пушкина Алексей Петухов.
Сергей Иванович Щукин был большим эрудитом. В его библиотеке книги о новом искусстве – всего лишь треть от общего числа. Остальные – это монографии о древних культурах и старых мастерах. Один из первых залов посвящен Египетской коллекции. Здесь, рядом с древними статуэтками – полотна Пикассо и Гогена, на которых явный отсыл к Древнему Египту. Дальше Восток. Вот, например, Китай, XII век – самое старинное произведение искусства в коллекции. И так же, как в особняке Щукина при его жизни, рядом полотно Поля Сезанна "Пьеро и Арлекин", где сочетаются внутренняя динамика и статичность фигур – родственные искусству Востока. Отдельный зал посвящен собранию икон. Возможно, какие-то из этих икон оказались в поле зрения Анри Матисса, который в 1911 году гостил у Щукина. Иконы не просто впечатлили французского художника. Позже он не раз говорил, что древнерусское искусство во многом сформировало его авторское видение.
Матисс, глядя на иконы, понял, что пространство на полотнах можно строить иначе: оно может быть одновременно и плоским, и объемным. Это настолько впечатлило художника, что он говорил: "Не вам надо ездить учиться к нам, а нам надо учиться у вас". "Этот опыт Матисс немедленно воплотил в своем искусстве. У Щукина уже была картина "Розовая мастерская", где художник словно допустил московского коллекционера в святая святых своего творчества – в свою студию, неподалеку от Парижа. А следующее произведение – "Красная мастерская" – на тот же сюжет, на "Розовую" было уже не совсем похоже", – рассказал Алексей Петухов.
На выставке – акварель, которую Матисс прислал Щукину, чтобы поделиться своим открытием. Предметы словно зависли в воздухе. Щукин тогда не купил работу, как будто стимулируя художника развиваться дальше. В итоге "Красная гостиная" стала одними из ведущих произведений искусства ХХ века, хранится в музее Нью-Йорка. Щукин же верил, что французский модернист может шагнуть и дальше. Как говорят в музее, если бы удалось собрать всю коллекцию Щукиных, пришлось бы занять весь особняк. Но и этих предметов вполне достаточно, чтобы понять, как эволюционировали поиски российских коллекционеров.