Как спасают старинные паровозы

25 ноября 2024 19:44
Они востребованы прежде всего в кино.

Реставратор старинных паровозов – одна из самых редких профессий. Алексей Грук живет и работает в Петербурге. А восстановленные им машины известны всему миру – по кинофильмам. С "паровозных дел мастером" встретился Станислав Анисимов.

Громкий свисток паровоза в пределах больших городов запретили в 1958 году. Сегодня его можно услышать только в кино или здесь – в ремонтно-локомотивном депо "Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский", в котором работает ставший легендой среди коллег "паровозных дел мастер" Алексей Грук. "Когда я начинал работать в депо, на рубеже 80–90-х, паровозы использовались чисто утилитарно, где-то продолжали хозработы выполнять, мыть вагоны-рефрижераторы, паром изнутри отпаривать, цистерны пропаривали, где-то на отоплении использовались, и наш участок обслуживали паровозы, которые работали в виде самоходных "самоваров", что называется", – рассказал инспектор по качеству Санкт-Петербургского участка ООО "ЖД Ретро-Сервис" Алексей Грук.

Алексею и его бригаде удалось спасти не одну паровую машину. В депо они поступают в самом разном виде, иногда – разобранном. А на выходе – эталонные машины на ходу. Они востребованы прежде всего "киношниками", хотя мастер жалуется: чаще всего на экране мы видим один паровоз, а кабину – уже от другого. Да и дыма слишком много, так не бывает.

Спасать Алексею приходилось не только паровозы, но и само депо – от закрытия в 90-х. "На других участках уже фактически всё разгромили, и нигде ничего не осталось, а у нас еще жизнь теплилась, мы своевременно много разных запчастей натаскали и за счет этого жили", – сообщил Алексей Грук.

Лев Толстой не уточнил вид поезда, под который бросилась Анна Каренина. Но режиссеры чаще всего выбирают дореволюционную модель "Ов" – ласково называемую у специалистов "овечка". Вот эта самая "овечка" стоит в депо на промывочном ремонте. Из котла специалисты удаляют накипь. Считается, что это мелкий и необременительный процесс, но на самом деле тоже очень сложный и объемный. И очень хлопотный. "Промывочный ремонт на самом деле более трудоемкий, чем плановый, капитальный. На капитальном всё делается по графику, и ты уже заранее знаешь, что делаешь. А на промывке каждый раз что-то ломается – то, что меньше всего ожидаешь", – поделился Алексей Грук.

Но одними словами качества не добьешься. Алексей Грук лично проверяет каждую деталь – оттого и такой чумазый, шутит мастер. Как знать, может быть, именно этот паровоз сыграет роль в новом блокбастере. Поезда в кино – востребованная тема. Ведь именно с них начиналась его история более 100 лет назад.