Семь рассказов Шукшина объединили в спектакль-альманах в Мастерской Петра Фоменко

25 ноября 2024 19:39
Свой выбор режиссер Михаил Крылов объясняет тем, что в последние годы простого сибирского парня, певца сельской жизни потеснили иные писатели.

На "легкую увлекательную лекцию о тонкостях писательского мастерства" приглашает Мастерская Петра Фоменко. Так в театре анонсируют новую постановку – "Светлые души, или О том, как написать рассказ по Шукшину". На премьере спектакля-альманаха была Алия Шарифуллина.

На каком основании человек садится писать? Почему так сильно – до боли и беспокойства – хочется писать? Вот, к примеру, Ванька Ермолаев, слесарь, жил до тридцати лет – не писал. Потом влюбился и стал писать стихи. Для чего человек пишет? Об этом Василий Шукшин рассуждал в рассказе "Воскресная тоска". В Мастерской Петра Фоменко формулируют вопрос иначе: "Как написать рассказ". Отвечать будет товарищ лектор. "Мы разыгрываем эти рассказы в лекции о том, как написать рассказ. Я бы не сказал, что он напрямую отвечает на вопрос о том, как написать рассказ, но если зритель, уходя после спектакля, почувствует в себе какую-то энергию жизни – не обязательно начнет писать рассказы или сочинять песни, хотя это тоже было бы неплохо, – это будет очень здорово", – поделился актер Александр Моровов.

Фигура лектора "скрепляет" разные новеллы Шукшина: "Кукушкины слёзки", "Внутреннее содержание", "Светлые души". Выбор материала не самый очевидный. Наибольшее приближение к "деревенской прозе" в театре случилось почти четверть века назад, в спектакле Петра Фоменко "Одна абсолютно счастливая деревня" по повести Бориса Вахтина. Свой выбор режиссер этого спектакля Михаил Крылов объясняет тем, что в последние годы простого сибирского парня, певца сельской жизни потеснили иные писатели. Подзабылись и его герои – "чудики", мыслители-самоучки, острые на язык жители русской деревни. "Все начинают "плясать" о творчестве Шукшина через его личность, а я попытался отойти от личности Шукшина и посмотреть на него вне его самого, как бы от образа этого человека. То есть посмотреть не зная, что это Шукшин", – рассказал режиссер Михаил Крылов.

Нет здесь и традиционного для деревенской прозы противопоставления города и деревни. Выбранные режиссером рассказы объединяет иное – Он и Она, Мужчина и Женщина. "Светлые души" как повод поговорить о любви – трепетной, нежной, болезненной, ревнивой, разной... А еще о творчестве, о вечной писательской муке и счастье, о непростом искусстве сохранять в слове движение жизни, не повредив его. Как по завету Шукшина: "Дела же человеческие, когда они не выдуманы, вечно в движении, в неуловимом вечном обновлении. И, стало быть, тот рассказ хорош, который чудом сохранил это движение, не умертвил жизни, а как бы "пересадил" ее в наше читательское сознание".