"Ионыч" – премьера в Театре Вахтангова

26 ноября 2024 10:05
Музыкальный, поэтический, с динамичными переходами от драматических к пластическим сценам спектакль рисует картину жизни без любви и особого смысла.

Премьера на Новой сцене Театра Вахтангова. "Ионыч" – спектакль Олега Долина по одному из самых трагических рассказов Чехова. Как говорит сам режиссер, его интересует не раннее и не позднее творчество классика, а "неизведанное" – именно такая проза оказывается удивительно современной. Валерия Кудрявцева посмотрела постановку.

Хрестоматийный чеховский "Ионыч" лежал в творческом портфеле режиссера Олега Долина еще со времен учебы в ГИТИСе. И вот теперь – с вахтанговскими актерами – рассказ на примерно 16 минут он превратил в полнокровный двухчасовой спектакль по собственной инсценировке. "Мы пытались найти ответ, что это не некое общество, а один человек делает с другим, и это страшное превращение от чего-то происходит. Например, от нелюбви, от ненужности", – рассказал режиссер Олег Долин.

Земский врач Дмитрий Ионович Старцев страстно и нежно влюбляется в юную Катю Туркину, делает ей предложение и – получает отказ. Катя говорит, что жизнь в городе С. для нее невыносима, она хочет стать артисткой, поступить в консерваторию, посвятить себя искусству. Вскоре она уезжает в Москву, а Старцев с головой уходит в работу и пошлость обывательской жизни. Простое человеческое счастье проходит мимо человека. Но что бывает с таким человеком после? Эту тему и исследовали создатели спектакля. "Жизнь без любви, без понимания, без нежности, без трепета. Кто-то стреляется и умирает, а кто-то продолжает жить, но как бы без сердца, без чувств: это всё я вынул, оставил там, буду заполнять это другим", – пояснил актер Юрий Поляк.

Спустя время, не добившись успеха, Катя возвращается в родной город С. Из скупых чеховских строк про не самые, видимо, удачные четыре года, проведенные героиней в Москве, Долин делает большую яркую сцену, объясняющую многое. Теперь Катя объясняется Старцеву в нежных чувствах, но доктор уже другой. У него большая практика, он грузен, ездит на тройке с бубенцами, по вечерам развлекается перебиранием заработанных купюр. "Самое сложное в процессе работы было, как ни странно, переставать плакать внутри сцен. Когда брали, разминали, ходили в них – ты не можешь не подключаться, и тебя настолько это трогает, что ты умираешь после каждой репетиции", – поделилась актриса Ася Домская.

Музыкальный, поэтический, образный, с динамичными переходами от драматических к пластическим сценам спектакль рисует картину жизни без любви и особого смысла. Рассказывает так необходимую сегодня историю, как человек разрушается, как всё хорошее, святое, красивое в нем исчезает, как хороший человек превращается во что-то пугающее. Красивая, нежная история без всякого хеппи-энда.