В Музее музыки проходит выставка к 180-летию Римского-Корсакова

27 ноября 2024 09:20
Отдельный сюжет экспозиции – биография самого композитора.

180 лет со дня рождения Николая Римского-Корсакова отмечают выставкой в Музее Музыки. Экспозицию посвятили операм, которые композитор писал на сказочные сюжеты. Антон Николаев продолжит.

В преддверии Нового года в Музее музыки решили создать праздничную и сказочную атмосферу. А музыка Николая Римского-Корсакова из опер-сказок "Садко", "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане" подходит для этого как нельзя лучше. Тем более что и год этот юбилейный – 180 лет со дня рождения композитора. "Может быть, единственный в мире композитор, который умел разукрашивать музыкой настоящие сказки, былины. Для нас очень важно, что это были как раз русские народные сказки, русские былины. И он сделал из 15 его музыкальных произведений, опер пять из них посвящено сказкам", – говорит генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.

Над постановками Римского-Корсакова в разное время работали такие известные художники, как Константин Коровин, Александр Бенуа, Иван Билибин. Это эскиз Билибина к постановке 1938 года "Сказка о царе Салтане". Цвет для композитора был не просто важен, он был продолжением его музыки. "У него же был цветной слух. Синестезия. Такая очень редкая способность, когда он мог видеть определенную тональность в определенном цвете. И действительно, если посмотреть, то вся морская музыка – это прежде всего море в "Садко", море в "Сказке о царе Салтане". Тональность – ми мажор, ми-бемоль мажор. Какой-то сине-зеленый морской цвет", – рассказывает главный эксперт по фондам Российского национального музея музыки Наталия Тартаковская.

Огромное значение композитор придавал, конечно же, и голосам. Он сочинял оперные партии в расчете на конкретных оперных певцов, сам разучивал с ними арии. "Мы видим фотографию Григория Степановича Пирогова, замечательного русского певца, баса. Просто увлекательная история, по которой почему-то еще не написан роман. Четыре сына рязанского крестьянина, все четверо басы, и все четверо стали выдающимися певцами", – комментирует главный эксперт по фондам Российского национального музея музыки Наталия Тартаковская.

Отдельный сюжет выставки – биография самого композитора. Современники, по словам куратора, иногда называли его высокомерным. На самом деле он просто плохо видел и иногда мог не узнать человека. А вот на этой фотографии легко не узнать самого Римского-Корсакова. Первоначально он собирался стать не композитором, а офицером и после окончания Морского кадетского корпуса даже совершил плавание на клипере "Алмаз".