Семинар-практикум для реставраторов Дальнего Востока провели специалисты из Москвы и Петербурга
Тонкостям и секретам реставрации, консервации и хранения произведений древнерусского искусства посвятили семинар-практикум для специалистов Дальнего Востока. Своим опытом с ними поделились реставраторы из Москвы и Санкт-Петербурга. Оксана Данилюк – подробнее.
Мастер-классы для реставраторов Дальнего Востока в Приморской картинной галерее проходят регулярно. Десять лет подряд в рамках "Дней Эрмитажа" – по живописи. Впервые по реставрации древнерусских икон. Это случилось благодаря победе директора галереи: Алена Даценко выиграла грант Президента России по поддержки культурных проектов общенационального значения. "Можно всегда почитать теорию, как мы говорим. Но в реставрационном деле это уникальная профессия – из рук в руки, из уст в уста передается это мастерство", – говорит директор Приморской картинной галереи Алена Даценко.
Для профессора Санкт-Петербургской Академии художеств Юрия Боброва реставрация икон – дело всей жизни. Бесценные советы – результат многолетнего опыта. "Можно использовать растворитель в жидком виде, но они не всегда удобно применимы. Потому что с одной стороны они впитываются в картину и могут там задержаться, и производить там какие-то изменения, которые глазом невидимы. А частично могут испаряться", – объясняет заведующий кафедрой реставрации живописи Санкт-Петербургской академии художеств им. Репина Юрий Бобров.
Юрий Григорьевич делится с коллегами своими секретами. Командировку в столицы могут осилить не все музеи, поэтому целая неделя занятий во Владивостоке по президентскому гранту – большая удача. "В этой профессии очень много в последнее время реставрационных материалов, составов – и методики надо, конечно, изучать. И в этой профессии очень много нюансов, маленьких секретиков, когда ты не узнаешь в большой аудитории, а вот когда непосредственно так, с преподавателем дорогого стоит", – комментирует художник-реставратор Дальневосточного художественного музея Татьяна Маневич.
Каждый вечер шли онлайн-лекции реставраторов Государственного Русского музея. Может быть, после этого в Приморской галерее начнется восстановление иконы, которую зритель еще никогда не видел. "Она, конечно, имеет очень сложную сохранность, поэтому перед тем, как расчищать ее, нам необходимо будет серьезный комплекс мероприятий провести. И прежде всего укрепить все чешуйки, которые здесь можно видеть", – поясняет художник-реставратор Приморской картинной галереи Анна Колмыкова. Возможно, это икона XVII века. Образ святого Николая вдохновлял на труды и подвиги. Чтобы его светлый лик увидели и в XXII веке реставраторы и множат свои драгоценные знания.