Секретами реставрации делятся специалисты Тамбовской картинной галереи
Для чего реставратору ультрафиолетовый фонарик и что такое дублировка? Секретами восстановления живописных полотен делятся специалисты Тамбовской картинной галереи. Процесс изучила Надежда Бородина.
Прежде чем начать колдовать над картиной, реставратор тщательно и долго изучает произведение искусства. Это позволяет мастеру сориентироваться, в какой технике и как нужно работать. "Красочный слой всегда осматривается с помощью ультрафиолета, что позволяет выявить, были ли какие-то поздние вмешательства в картину или нет. Здесь для советской живописи характерно тонкое очень лаковое покрытие, практически его отсутствие", – комментирует художник-реставратор Тамбовской областной картинной галереи Ольга Михайлова.
Реставрационный лак имеет голубоватое свечение. На мужском портрете такого нет, а вот в натюрморте Дмитрия Щербиновского художница увидела добавление красок. Эта работа в многочисленных трещинах, которые только предстоит устранить. Чтобы "оживить" картину, потребуется немало времени. Кстати, даже подрамники делают особым образом. "Они имеют по углам клинья и позволяют растянуть полотно, не снимая его с подрамника, если ослабевает натяжка. Когда глухое крепление подрамников, то нам приходится холст откреплять. А музейный подрамник специально продуман для того, чтобы как можно меньше травмировать картину", – объясняет художник-реставратор Тамбовской областной картинной галереи Ольга Михайлова.
В этой поистине филигранной работе, имя которой дублировка, нет мелочей. Осетровый клей, который наносят на поврежденные участки, реставратор готовит самостоятельно. В работе использует папиросную бумагу, которую проглаживают исключительно теплым чугунным утюгом. А посетители картинной галереи порой не догадываются, какая значимая работа кипит за стенами экспозиционных залов в "тайной комнате". Эту картину подвергли дублировке. Здесь были утрачены кромки, а также отреставрирована поверхность. Были несколько прорывов, которые находились преимущественно над головами изображенных здесь людей.
Для реставрации этого полотна мастеру потребовалось два года. Теперь "Христос с динарием" неизвестного художника занял место картины, которая отправилась на выставку во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Грабаря. "В данном случае речь идет не только о значимости деятельности реставрационных мастерских, специалистов, но и о том, какие в общем серьезные произведения у нас хранятся", – говорит заместитель директора Тамбовской областной картинной галереи по научной работе Кира Рындина. Благодаря реставрации произведения искусства продолжают жить в веках, а мы продолжим ими любоваться.