Что почитать: Мария Залесская "Любовная трилогия Рихарда Вагнера"
«Мы Вагнера часто ругаем, а Вагнер силен, и силен тем, что щупает искусство и теребит его…» — писал русский композитор М. П. Мусоргский.
А другой гений, но уже литературный Л. Н. Толстой имел совершенно иное мнение: «Вагнер — глупый, балаганный скоморох, бездарный шут и чучело гороховое. Все это так глупо, балаганно, что удивляешься… тысячи квазиобразованных людей сидят и внимательно слушают, и смотрят, и восхищаются».
Два совершенно противоположных суждения об одном и том же человеке — немецком композиторе, дирижере, авторе самых известных оперных произведений в истории Рихарде Вагнере. Он скончался более 140 лет назад, но споры вокруг его творчества и неординарной личности не утихают до сих пор.
К Вагнеру-композитору ни у современников, ни у потомков вопросов практически нет. Едва ли найдется отчаянный критик, который будет оспаривать его мощный гений и вклад в мировое музыкальное наследие. А вот к Вагнеру-человеку вопросов и обвинений предостаточно. Его называли разрушителем чужих семейных очагов, человеком разнузданных нравов и в довершение всего чуть ли не идеологом Третьего рейха, хотя композитор скончался за несколько лет до рождения А. Гитлера.
Книга известного биографа Марии Залесской «Любовная трилогия Рихарда Вагнера», предлагаемая вниманию читателей, не столько о музыке, сколько о любви. Это жизнеописание Вагнера сквозь призму его сердечных переживаний. Любовь композитора к трем самым значимым женщинам в его судьбе — лейтмотив всего повествования.
Один из исследователей его биографии как-то написал, что практически ни у кого из великих людей не было личной, любовной, жизни более насыщенной и трагичной, чем у Рихарда Вагнера. Для композитора любовь — это состояние, необходимое для написания его музыкальных шедевров.
Три главные героини любовной драмы Вагнера создают настоящую трилогию. Это его первая жена Минна Планер, женщина, с которой, по мнению современников композитора, ему не нужно было быть вместе, но они мучили друг друга в браке почти 30 лет. Матильда Везендок, которая вдохновила Вагнера на оперу «Тристан и Изольда» и, пожалуй, была одной из немногих дам сердца, способных понять и оценить его творчество. И наконец, Козима Бюлов, дочь композитора Ф. Листа, вторая жена Вагнера, ставшая олицетворением Брунгильды. Так уж случилось, что в одно и то же время в одном месте собрались три главные женщины в жизни Вагнера. Кто остался в прошлом и встреча с кем станет судьбоносной — ответы на эти вопросы в книге «Любовная трилогия Рихарда Вагнера».
Несколько слов хочется сказать и об авторе — Марии Залесской. С первых страниц ее исследования чувствуется глубокая симпатия к герою. Сложно написать творческую биографию великого человека и его личную историю так, чтобы не скатиться до уровня издания-сплетника, а дать возможность почувствовать поклонникам Вагнера, а может, и противоположной стороне, насколько важна была чувственная составляющая в его жизни и творчестве. Марии Залесской это удалось.
Материал подготовлен главным библиотекарем отдела обслуживания пользователей Липецкой областной универсальной научной библиотеки Натальей Железняковой.