Павел Руднев – о выставке "От Константина до "Константина"

01 декабря 2024 19:45
Режиссер новой постановки – Константин Хабенский. Главный персонаж на выставке в МХТ имени Чехова Константин Треплев. В экспозиции изложена история всех мхатовских "Чаек", включая фото с репетиций нынешней, шестой.

Финал "Чайки", дописанной для сцены на Бронной, кто-то увидит на Бронной, остальным сообщим только, что новый финал посвящён Аркадиной. Она потеряла сына, самоубийцу, Константина Гавриловича, и вот что с ней творится дальше, ещё минут 15, с ней и с Тригориным. Но вернёмся в МХТ, его Чайка живёт в его доме 126 лет, почтение к ней безгранично. По случаю очередной постановки музей МХАТа устроил в Зеленом фойе театра ретроспективную выставку, под заголовком, который не может не вызвать улыбку "От Константина до "Константина". Но было объявлено, что главный персонаж на выставке Константин Треплев. То есть имена первого и нынешнего постановщиков "Чайки" как бы не причём.

На самом деле здесь просто коротко изложена история всех мхатовских "Чаек", включая фото с репетиций нынешней, шестой. После Станиславского и Немировича-Данченко были "Чайки" в редакциях Бориса Ливанова, Олега Ефремова, Оскараса Коршуноваса, была в 60-м году совместная постановка Иосифа Раевского и Виктора Станицына. Основная часть экспонатов – это всё то, что составляло ткань всех тех спектаклей: макеты, эскизы, костюмы, афиши, реквизит. А в первые дни выставки можно было увидеть и особо ценные экспонаты – это режиссерский экземпляр пьесы, который принадлежал Станиславскому, и медальон со словами: "Ты дал моей Чайке жизнь. Спасибо!", Чехов подарил его Немировичу-Данченко.

Выставка сопровождается текстами, из "Чайки" и про "Чайку". Некоторые открывают глаза на то в "Чайке", что и в голову не приходило. Да ведь это ж пьеса о любви! Смотрите: Медведенко любит Машу, Маша любит Треплева, Треплев любит Нину, Нина любит Тригорина, Тригорин никого не любит, но живёт с Аркадиной, которая без него жить не может. Там все по кругу влюблены друг в друга, и ни у кого из этой любви ничего не выходит, одни страдания. Вот это типичный Чехов, исследовать которого можно бесконечно. И "Чайку" его, произведение плавающего жанра. Чехов чётко записал: комедия. Станиславский и Немирович-Данченко почувствовали в ней трагедию. Станицын и Раевский "мелодраму подвига во имя искусства", Ливанов романтическую драму, Ефремов "комедию человеческой жизни", Коршуновас трагикомедию, наконец Хабенский комедию, но печальную. Продолжаем разговор про "Чаек" с театроведом Павлом Рудневым, мы изучили с ним эту выставку про мхатовских чаек, да там и остались.