Выставка "Помни о жизни" – в Центре визуальной культуры Betón
Выставка "Помни о жизни" открылась в столичном центре визуальной культуры Betón. Работы российских и зарубежных фотохудожников призваны пробуждать в человеке интерес и любовь к жизни – несмотря на катаклизмы, которыми наполнен современный мир. Репортаж Юлии Кундрюковой.
Знаменитую фразу "Memento mori" – помните о смерти – кураторы этой выставки считают слишком мрачной. В современном мире итак довольно подобных напоминаний. Поэтому решено было сменить ракурс и призвать помнить о жизни. Одна из центральных работ творческой группы "Гром" – называется "Мидас" – в честь греческого царя, который обладал даром превращать в золото всё, к чему прикасался. Эта работа о поклонении не золоту, а современным технологиям, сделана с помощью искусственного интеллекта. "В современном мире человек поклоняется технологиям. Он обладает большими возможностями, но связан по рукам и ногам проводами, электричеством и многими многими другими проблемами, связанный с современными цифровыми технологиями и виртуальными пространствами", – отметил арт-директор Центра визуальной культуры "Béton", куратор выставки, участник творческой группы "ГрОМ" Алексей Логинов.
Призывает обратиться к реальной жизни еще одна работа "Грома" – "Цифровые пословицы", где показано как технологии усугубляют человеческие пороки. Сама работа построена по принципу трехчастного алтаря. Где есть рай и ад. Человек, который пытается уйти из реального пространства в виртуальное, в конце концов попадает, как у Босха, в ад. Верность пленке и черно-белой фотографии сохранил Дмитрий Провоторов. Классическая фотопечать и вручную раскрашенные элементы. Серия "The end" появилась еще в 2010 году, но именно сейчас фотохудожник видит ее особенно актуальной. "Динозавры, в свою очередь, олицетворяют природу, или естественный ход вещей. Неуклонность природных сил. Они вернулись: не в силах смотреть на весь этот пластик, в итоге его разносят", – рассказал фотохудожник Дмитрий Провоторов.
Даже в архитектуре, с точки зрения Василия Чунаева, много жизни. На его снимках – только строгие линии зданий в духе советского модернизма. Но именно этот стиль, по его словам, больше всего обращен к человеку. "Эта архитектура проектируется для людей, чтобы им было комфортно, чтобы они чувствовали себя хорошо. Чтобы у нас была комфортная жизнь. И это очень сильно вдохновляет меня", – признался фотохудожник Василий Чунаев.
Немало работ зарубежных фотохудожников, которые задаются теми же вопросами: как сохранить в этом мире настоящую жизнь. Аргентинский фотограф Марсело Бродский берет фотографии из периодики, подчеркивает детали и подписывает снимки, делая акценты на самом важном. На этом снимке, например, политзаключенный Нельсон Мандела – он вышел из тюрьмы и машет рукой тем, кто его поддерживает. Французский фотограф Жерар Рансинан поднимает вопросы экологии: он совмещает образы классического искусства с символами катастрофы. А Иоахим Шмайссер из Германии – активист, поддерживающий диких животных. "Чтобы создать эти работы Иоахим жил в Кении, в национальном парке. Снимал проект о животных, которые находятся на грани исчезновения. Этот проект, например, называется "Последние в своем роде", – пояснила художница, соосновательница Центра визуальной культуры "Béton", куратор выставки Ольга Мичи.
Эти работы в основном духоподъемные, но есть и те, от которых становится жутко. И все же главный посыл выставки – видя смерть, не забывай о жизни.