В этом году исполнилось 60 лет легенде цветной металлургии России – Красноярскому алюминиевому заводу
Примерять алюминиевые регалии Красноярск начал после того, как Совет Министров СССР принял масштабный план по развитию предприятий алюминиевой промышленности в Красноярском крае. Документом в первую очередь было предусмотрено строительство Красноярского алюминиевого завода.
На строительство алюминиевого завода со всего Советского Союза съехались тысячи пограничников. Они ходили на работу в гимнастёрках и зелёных фуражках. Кстати, некоторые старожилы говорят, что микрорайон Зелёная Роща обязан своим названием именно этим зелёным фуражкам.
Рашид Икрамов как раз из того самого "пограничного" набора. Он приехал в Красноярск в 1960 году. На КрАЗе – больше сорока лет. Главное воспоминание: в 1964 году участвовал в самой первой алюминиевой плавке – ровно 60 лет назад Красноярск вступил в новую эпоху: свой металл дал первенец енисейской цветной металлургии.
Рашид Икрамов, ветеран КрАЗа:
"Я видел, как выливали металл в первый ковш. Видел, как везли в литейное отделение, как отливали в литейном отделении первую плавку алюминия".
Строительство КрАЗа дало импульс развития не только Красноярска, но и всего региона. В 1964 году первую очередь завода приняли в эксплуатацию – началась алюминиевая история краевого центра. Константин Бычков больше 30 лет отдал цветной металлургии. Преодолел все ступени: от простого рабочего – до мастера по анодам. В трудовой книжке – всего одно место работы, и мужчина гордится, что в 2024 году принимал участие уже в юбилейной плавке.
Константин Бычков, мастер по анодам участка управления технологией в корпусах электролиза дирекции по электролизному производству:
"Если человек отдаёт тридцать с лишним лет какому-то предприятию, у него должна появиться за него гордость. Иначе он зря здесь работает. Так что я горд за своё предприятие, за то развитие, которое происходит на нём".
Сегодня КрАЗ – 25 электролизных корпусов, включая цех, где производится алюминий высокой чистоты, 3 литейных отделения, отделение производства анодной массы. На заводе трудятся 4100 человек. Производительность завода более 1 миллиона тонн в год. Сейчас завод вступил в пору перемен. На предприятии снесут несколько старых корпусов и построят два новых, с более экологичной технологией. Размеры – гигантские: каждый длиной 1300 метров. Они заместят старые корпуса и практически половину мощности завода.
Андрей Завадяк, руководитель проекта экологической модернизации Красноярского алюминиевого завода:
"Приступили именно к основным объемам общестроительных работ – это свайные работы, бетонные работы и приступаем к монтажу металлоконструкций. Задача этого года – это каркас корпусов электролиза. Подготовиться под монтаж оборудования".
Новый КрАЗ будет оснащен современными мощными и экологичными электролизерами собственной разработки РУСАЛа. Ожидаемый экологический эффект – выбросы фторидов на новом производстве уменьшаться на 2/3, а выбросы бензапирена на новых корпусах будут полностью исключены. В целом по КрАЗу после ввода новых корпусов снижение по фтору составит 39%, по бензапирену – 45%
Владимир Часовитин, министр экологии Красноярского края:
"Впервые, может быть, город Красноярск сможет гордиться тем, что на территории города находится такой завод, потому что новые технологии позволят сократить выбросы практически до нулевой отметки".
Отметим, многоэтапная программа экологической модернизации стартовала в 2003 году, сразу после того, как КрАЗ вошёл в основанный Олегом Дерипаска РУСАЛ. До этого вопрос обновления и замены советских технологий никто не ставил. Сейчас все корпуса оснащены современными газоочистными установками, внедрена технология "Экологического Содерберга", а также комплекс других технологических улучшений. Недавно на заводе запустили новейший электрофильтр, который позволит снизить нагрузку на экологию Красноярска.
Евгений Курьянов, управляющий директор АО "РУСАЛ Красноярск":
"На заводе разработана программа нацпроекта "Чистый воздух". Данный электрофильтр стоит у нас четвёртым пунктом, срок запуска данного электрофильтра стоит на декабрь. Благодаря слаженным действиям и эксплуатации, и ремонтного персонала мы сократили запуск данного электрофильтра на три месяца. Что он даёт? Он даёт дополнительное снижение 326 тонн пыли в год".
Именно на КрАЗе "Русал" работает и над революционной технологией инертных анодов. Они кардинально отличаются от традиционных, углеродных. Инженеры РУСАЛа смогли первыми в мире получить алюминий с использованием инертного анода на промышленном электролизере, а не в лаборатории. Сегодня Россия опережает все страны мира, которые тоже работают над этой проблемой.
Кирилл Бакин, руководитель направления Русал-ИТЦ:
"Над этой технологией бьются давно уже. Более 100 лет. Изначально, когда разрабатывали технологию, придумали и запатентовали технологию производства алюминия, предполагалось использование инертных анодов. Но на тот момент материала инертного анода изобретено не было, и как промежуточный вариант был предложен углерод, который до настоящего времени и используется".
Инертные аноды могут без замены работать почти год. Они выполнены из керамики или сплавов и совершенно не выделяют вредных веществ. К тому же в дальнейшем заводу не придется закупать такое оборудование – инертный анод не сгорает при работе. Углеродный след производимого таким способом металла на несколько порядков меньше "классического". Это – революция в производстве "крылатого металла"
Кирилл Бакин, руководитель направления Русал-ИТЦ:
"В процессе электролиза у нас вместо диоксида углерода выделяется чистый кислород. Соответственно это снижение экологической нагрузки на экологию и снижение углеродного следа".
Инертные аноды – это шаг в будущее, в котором алюминиевое производство сможет даже улучшать нашу атмосферу. Специалисты уже посчитали: одна установка электролиза сможет производить столько же кислорода, как 70 гектаров леса. Получается, что КрАЗ будет производить не только алюминий, но и кислород для Красноярска.
Красноярский алюминиевый устремлён в будущее. Ведь его продукцией мы пользуемся каждый день. Это и банки, и фольга, и колёсные диски наших автомобилей и красивейшие мосты из крылатого металла, которые появились в Красноярске. Это самолёты и даже космические аппараты. Это и экология, и рабочие места. Новая история создаётся прямо сейчас.