"Вид Римского форума" отправляется из Москвы в Тверь на временную выставку

03 декабря 2024 16:22
Перед отправкой холст побывал на реставрации.

Из Музея изобразительных искусств имени Пушкина в Тверскую картинную галерею отправляется гостить "Вид Римского форума". Городской пейзаж итальянского живописца Бернардо Беллотто предварительно отреставрировали и тщательно подготовили к передаче. За проводами полотна наблюдал Муса Мстоян.

Для особой картины – особый зал. "Вид Римского форума" ввозят на тележках в Итальянский дворик. Перед выдачей короб с ценным грузом распаковывают для финального осмотра. Полотно проверяют все вместе: главный хранитель музея, реставратор и принимающая сторона. Картина на время станет частью экспозиции Тверской областной галереи в рамках проекта "Шедевр в гостях". Работа с региональными музеями для Пушкинского очень важна. Выбор Твери для отправки не случаен. "Она была когда-то написана для польского короля, потом, после 1812 года, попала в Россию вместе с тремя другими. Находилась в собственности Нарышкиных – это имение Степановское-Волосово. В данном случае происхождение этой картины связано с историей земли, историей Твери и ее окрестностей", – рассказала главный научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Виктория Маркова.

"Вид Римского форума" Бернардо Беллотто писал в Варшаве – к тому моменту художник уехал из Италии и давно не видел города. При создании картины мастер опирался на гравюры Пиранези из серии "Виды Рима". На полотне изображено множество памятников, среди которых можно затеряться. Но автор всё предусмотрел. "На каждом памятнике стоит цифра – какой-то номер. Они все названы. На этом камне мы видим список – перечень этих памятников. Человек видит номер там, потом подходит сюда – и здесь написано, что это за храм, колонны, остатки храма", – пояснила Виктория Маркова.

Перед отправкой холст побывал на реставрации. Так как картина требует особого внимания, во время экспонирования за ней будут следить специалисты. "На некоторых участках этого произведения периодически происходит отставание красочного слоя, межслойные отставания. Эти вещи очень тяжело спрогнозировать заранее. Мы находимся в постоянном напряжении, когда эта картина покидает стены нашего музея", – признался реставратор Николай Колесников.

Но пока осмотр нарушений не выявил, а значит – можно выдвигаться к месту назначения. Картину запаковали в короб, и сейчас она вместе с реставратором и хранителем галереи отправится в Тверь, где будет экспонироваться три месяца, после чего вернется обратно в Пушкинский музей.