Костюмы высшей пробы: выставку в Торжке посвятили золотному шитью в кино
Музей кино и Всероссийский историко-этнографический музей организовали в Торжке выставку, посвященную золотному шитью и его роли в кинематографе. Технику, с помощью которой украшали кинокостюмы высшей пробы, изучил Станислав Анисимов.
Золотную вышивку для костюмов в 60-х и 70-х годах киностудия "Мосфильм" заказывала в Торжке. Костюмы к "Ватерлоо" Сергея Бондарчука создавали с исторической точностью: на большом экране каждая мелочь видна внимательному зрителю. "Нам показалось это очень интересным и красивым моментом, который мы могли бы представить здесь в Торжке, соединить традиции нашего новоторжского шитья и золотного шитья, представленные в костюмах в исполнении наших торжокских мастериц", – рассказала директор Всероссийского историко-этнографического музея Ирина Жукова.
При реконструкции исторических костюмов художники обращаются к акварелям из этнографического альбома "Одежды Русского государства". В них подробно изображены узоры и детали костюмов. "Жемчужиной этого костюма является головной убор, который называется каблучок", – сказала экскурсовод Екатерина Злобина.
"А отличительным элементом этого сарафана является повязка, расшитая золотом, которая говорит нам о том, что барышня накопила достаточно приданого и готова выйти замуж", – добавила заведующая экспозиционным отделом "Дом России" Всероссийского историко-этнографического музея Оксана Жигалова.
К концу XIX века отделка стала более сдержанной. Золотное шитье этого периода можно увидеть в сериале "Анна Каренина" Сергея Соловьева: на униформе младшего и старшего офицерства, а также на камергерском мундире Алексея Каренина. Художник по костюму Наталья Дзюбенко в качестве канители использовала современную металлическую нить, но тем не менее обратилась к оригинальной золотошвейной технике. "Иголка с обычной нитью выходит на поверхность, обхватывая драгоценную ниточку в петельку, уходит вниз в тот же самый прокол. Получается, что она ниточку закрепляет на поверхности", – пояснила экскурсовод Алёна Богданова.
Шов "вприкреп" – самая распространенная техника золотного шитья. Кроме нее есть и другие стили: денежка, ягодка и перышки. "Наши мастерицы умеют так уложить ниточку к ниточке, что сама вышивка выглядит как металлическая пластина. Наш известный новоторжский шов называют "литой" или "кованый шов", – сообщила руководитель структурного подразделения "Торжские золотошвеи" Ирина Юргина.
Чаще всего его можно встретить на церковных одеяниях. Для кино золотая канитель на форменном костюме – это, прежде всего, знаки различия. Особого мастерства требует объемная, выпуклая вышивка золотыми нитями. "Нужно уметь укладывать ниточку, чтобы она была ровненькая, закрывала картон, если делается объем", – продолжила Алёна Богданова.
Золотное шитье появляется на экране обычно в кульминационные моменты сюжета: встреча на балу, смотр войск, прием у императрицы. Есть у художников кино и свой секрет: для создания эффекта золотого блеска они располагают нити в разных направлениях.