Региональный центр консервации и реставрации в Воронеже расскажет о своей работе

04 декабря 2024 12:55
Особое внимание специалисты уделяют восстановлению изданий рубежа XIX – XX веков.

Региональный центр консервации и реставрации библиотечных фондов работает в Воронеже уже год. Он стал пятым подобным центром в стране. Особое внимание специалисты уделяют восстановлению изданий рубежа XIX – XX веков. За кропотливым трудом реставраторов – наблюдала Евгения Соседко.

Книгам, оказывается, тоже нужно принять ванну, и чтобы лучше сохранились – погорячей. Купают их не целиком, а разобрав на листы. Сейчас спа-процедуры у документов одиночных. Идет "бережная стирка" патентов на потайной револьвер и устройство для прицеливания. Четверть часа в ванне, и вода заметно желтеет. Патенты замачивают еще не раз, пока не станет прозрачной.

Вместо полотенца – фильтровальная бумага. Чуть обсохнут, и на световой стол. Реставрируют их пока влажные и с изнанки. Анастасия Марченко, "книжный хирург", доращивает листы. Бумагу кладет на пару миллиметров внахлест и, по примеру Микеланджело, отсекает все лишнее. "Бумага имеет волокнистую структуру, она сцепляется очень хорошо между собой – лист документа и лист реставрационной бумаги. Все это сверху дублируется чайной бумагой. Все, что мы делаем, все должно быть обратимо, – объясняет ведущий библиотекарь областной библиотеки им. Никитина Анастасия Марченко. Дальше отлеживаться – под пресс. Лист помещают между панелями с войлоком. Должен быть гладким, иначе останется отпечаток. А вот, шва на месте латки после не нащупать. Настолько точно бумагу подбирают по плотности. Можно с помощью прибора, но здесь уже приноровились вручную. Повреждения именно механические книгам наносят читатели – правда, невольно. Ну, кто из нас не делал вот так? Видите, корешок уже отрывается. Доставать издания с полки, особенно если они стоят плотно, рекомендуют вот так, взявшись за обложку с двух сторон. Так, вы точно продлите книгам жизнь.

В библиотеке книгу не просто встречают по обложке. Если переплет пострадал, перестают выдавать. Вторую жизнь центр дал примерно 80-ти книгам. И все же пробелы есть, которые и "книжным хирургам" не заполнить. Бумагу восстановят, а если вырван текст, он не появится. И так во всех подобных центрах страны. "Иногда есть такие документы, что они в единственном экземпляре, и просто не знаешь, какой текст, ну и как-то это не принято. Мы пока не берем в работу книжные памятники, потому что у нас еще все-таки мало опыта", – комментирует заведующая отделом "Региональный центр консервации и реставрации" библиотеки им. Никитина Ольга Железнякова.

Библиотечные памятники – это все, что издано до 1830-го. Восстанавливать их смогут начать после переобучения в следующем году. Сокровища "Никитинки" в целом хорошо сохранились. Из трех миллионов изданий помощь нужна меньше чем проценту – 23 тысячам книг. Но это все равно надолго, считают эксперты. Особо сложная реставрация, бывает, идет годами.