Сто лет со дня создания искусства лаковой миниатюры отмечают в Палехе

05 декабря 2024 10:05
Молодые палехские художники хранят старинные традиции.

Ровно сто лет назад в поселке Палех Ивановской области была создана "Артель древней живописи". Эту дату принято считать днем рождения палехской лаковой миниатюры. Старинные художественные традиции и секреты мастеров изучила Ксения Луженкова.

Летопись века на картонной шкатулке. От бытовых сцен охоты и сева, былин и сказок – до масштабных исторических сюжетов: партийных съездов, Всемирного фестиваля молодежи. На послевоенной миниатюре "Победа" Родина-мать, подобно святому Георгию Победоносцу, возвышается над змеем-захватчиком. "Палех долгое время славился как иконописный центр. Далее – революция семнадцатого года, когда повсеместно запрещают писать иконы, эта участь постигла и палешан. Запрещают в Палехе писать иконы, и вот Иван Голиков становится основателем лаковой миниатюры", – рассказывает научный сотрудник Государственного музея палехского искусства Марина Буракова.

Палешане решили, что их ремесло не должно кануть в Лету. Иконописные навыки применяли при росписи ларцов, подносов, шкатулок. Автор композиции "Бесы" совместил поэтику Пушкина и трагический эпизод из его биографии. Поэт мчится по темному лесу, за ним вдогонку – смерть. Ямщик, воплощение народа, спасает поэта. А над тройкой возвышается голова Лесного Царя – Николая I. В палехской традиции есть отдельный термин – "пушкиниана". В 1934 году два палехских художника – Катухин и Маркичев – поехали в Москву на оперу Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Постановка, декорации, костюмы настолько впечатлили мастеров, что потом они создали две шкатулки с одинаковым сюжетом из сказки Пушкина.

Черный фон заполняется фрагментарно. Лица героев напоминают парсуны. Многофигурность композиции восходит к традиции акафистных икон. Первые палехские мастера копируют европейские гравюры, как, например, Илья Балякин в композиции "Не рыдай Мене, Мати". Позже, выполняя заказы старообрядцев, художники выработали уникальный стиль. "Кремешки, острые-острые скалы и растительность. Обязательно горы покрыты растительностью. И дальний план – голубой, холодный, это, по сути, свето-воздушная среда, то есть не плоскость, которая привычна нам в иконописи, а именно свето-воздушная среда, как в картине", – объясняет директор Государственного музея палехского искусства Ольга Колесова.

Молодые палехские художники хранят старинные традиции: еще в училище выбирают между миниатюрой и монументальной храмовой росписью. "С третьего курса я начал писать холсты. И диплом защитился с холстом, с отличием. Теперь езжу по городам, расписываю храмы", – делится художник Николай Косарев. Технологии тоже не менялись веками. Для полировки до сих пор используют медвежий клык. Роспись проходит в несколько этапов: эскиз, раскрытие в цвете, прорисовка деталей, покрытие золотом. "Весь рисунок обводится кисточкой белой краской. Потом эту кальку мы должны перевести на шкатулку. Краски у нас готовы, мы сделали белильную, мы раскрываем в цвете", – комментирует заместитель директора Палехских мастерских А. Гусаковского Александр Колыгин. В этом году палехской миниатюре всего 100 лет, но в ней бережно сохраняются многовековое иконописное прошлое и закладываются основы будущего развития.