"Русским сезонам" Леонида Десятникова посвятили вечер в Московской филармонии

05 декабря 2024 12:27
Концерт стал частью просветительского цикла "Вещь в себе".

Концерт-лекция. "Русским сезонам" Леонида Десятникова посвятили вечер в Московской филармонии. Он стал частью просветительского цикла "Вещь в себе". На сцене – ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского. Лектором выступил Ярослав Тимофеев. Он познакомил слушателей с внутренним устройством произведения. Подробнее – Дженнет Арльт.

Русский фольклор и музыка европейского барокко – этот контраст стал отправной точкой "Русских сезонов" Леонида Десятникова. Сочинение, благосклонно принятое на родине и за рубежом, записанное на именитых студиях разными коллективами. Музыка, давшая жизнь балетной постановке Алексея Ратманского, для меломанов спустя почти четверть века остается "вещью в себе", обрастающей новыми смыслами и трактовками. Вдохновителем и заказчиком "Русских сезонов" стал скрипач Гидон Кремер, он же и придумал название с отсылками к музыкальным циклам "Времен года" Чайковского, Вивальди и Пьяццолы и балетам Дягилева. Скрипичное соло в концерте с ансамблем Questa Musica исполняет Даниил Коган.

Соавтором сочинения стал народ. В качестве вокального материала Десятников выбрал фольклорные песни Поозерья, использовал аутентичные записи и нотные расшифровки народного пения. "Я думаю, что Леонид, сочиняя это произведение, имел в виду не только сезоны времен года, но и сезоны, такие как бы этапы человеческой жизни. Расцвет – тут есть свадебка, песня свадебная, достаточно мрачная и есть, я бы сказала, наверное, похоронная песня", – говорит заслуженная артистка России Яна Иванилова. Русский фольклор в ажурной оплетке струнного оркестра звучит необычно – это сочетание музыки, в которой слышны традиции европейского барокко, полифонические разработки, отсылки к Стравинскому, Вивальди – наряду с бытовыми и обрядовыми песнями. "Виртуозность Десятникова в том, как он жонглирует стилями, жонглирует этими отсылками и может очень резко переключиться с одного образа на другой ну, это не будет в сознании аудитории, как что-то такое, ну, инородное", – рассказывает дирижер, художественный руководитель ансамбля Questa Musica Филипп Чижевский.

Соединение народного мелоса и высокого стиля сам Десятников объяснял не конфликтом интересов, а поиском национальной культурной идентичности. "Подзабытый образ России мне очень ценный и дорогой России, растущей из природы, из народа, из крестьянства, но при этом России, знающей всю мировую культуру, открытой миру, вобравшей в себя, все это те заветы, которые нам оставил Александр Сергеевич Пушкин, когда говорил о Европейской общежительности русской культуры", – комментирует музыковед, лектор Ярослав Тимофеев. Финальный для этого сезона концерт цикла "Вещь в себе" будет посвящен Седьмой симфонии Сергея Прокофьева.