Когда танец рождает звук: на выставке "Архивация настоящего" в Москве
Первым электронным музыкальным инструментом принято считать терменвокс. Но это не единственное изобретение знаменитого советского инженера Льва Термена. Специалисты Центра электроакустической музыки вернули на сцену терпситон. Как это звучит, узнаем у Ксении Луженковой.
Так почти столетие назад звучал терпситон – музыкальный инструмент без струн и клавиш. Название вторит имени музы танца – Терпсихоре. Свободные движения танцовщика на платформе задают свойства звука. "Есть определенные положения, в которых нет звука. Есть положения, в которых звук становится выше. Есть положения, в которых звук становится ниже. И это в принципе всё, что дает именно этот инструмент. Он очень простой, там буквально две лампы, трансформаторы, достаточно простая схема, но гениальная инженерная идея внутри", – пояснил композитор перформанса, инженер Центра электроакустической музыки Олег Макаров.
Платформа с двумя антеннами для электронного сигнала – разновидность терменвокса, изобретения советского физика-акустика Льва Термена. Он искал новые творческие пути в синтезе искусства, науки и техники. Почти сто лет назад при помощи установки "электрического дальновидения" Льву Термену удалось передать изображение человеческой руки в соседнюю комнату. Инженер экспериментировал и со звуком. Перед нами гармониум – устройство для работы с хором. Для каждого звука – свой динамик, а на осциллографе отображается звуковая волна.
В проектах Термена уже заложена идея мультимедийности. Артисты дополнили терпситон светоустановкой и самоиграющим клавишным инструментом. "Мы называем этот жанр "подготовленная импровизация". У нас есть небольшая схема, которая будет меняться в режиме реального времени во время перформанса", – рассказал танцхудожник, участник перформанса Владимир Ермаченков.
В акустической лаборатории в Москве изучали свойства звука: процесс записи, технологию многоканальности, акустические условия. Инсталляция "Аристарх Израилев" воспроизводит колокольный звон. "Это интерактивное произведение: вы можете молоточком ударить по камертонам, просунуть туда голову и услышать биение", – сообщила куратор выставки Ирина Севастьянова.
Александр Скрябин обладал "цветным слухом" – видел звук в цвете. Казанские ученые в память о композиторе исследовали явление синестезии по его партитурам и в светомузыкальных представлениях. "Они создавали аппарат, который был у космонавтов, предназначался для космических экспедиций, когда у космонавтов наступает сенсорное голодание, то есть они устают находиться в одном и том же пространстве очень долгое время. Для них были изобретены специальные приборы, которые им помогали", – добавила Ирина Севастьянова.
Проект "Архивация настоящего" раскрывает историю музыкального искусства с научной стороны. Свет, движение и звук сливаются воедино.