Когда танец рождает звук: на выставке "Архивация настоящего" в Москве

08 декабря 2024 19:36
Она раскрывает историю музыкального искусства с научной стороны.

Первым электронным музыкальным инструментом принято считать терменвокс. Но это не единственное изобретение знаменитого советского инженера Льва Термена. Специалисты Центра электроакустической музыки вернули на сцену терпситон. Как это звучит, узнаем у Ксении Луженковой.

Так почти столетие назад звучал терпситон – музыкальный инструмент без струн и клавиш. Название вторит имени музы танца – Терпсихоре. Свободные движения танцовщика на платформе задают свойства звука. "Есть определенные положения, в которых нет звука. Есть положения, в которых звук становится выше. Есть положения, в которых звук становится ниже. И это в принципе всё, что дает именно этот инструмент. Он очень простой, там буквально две лампы, трансформаторы, достаточно простая схема, но гениальная инженерная идея внутри", – пояснил композитор перформанса, инженер Центра электроакустической музыки Олег Макаров.

Платформа с двумя антеннами для электронного сигнала – разновидность терменвокса, изобретения советского физика-акустика Льва Термена. Он искал новые творческие пути в синтезе искусства, науки и техники. Почти сто лет назад при помощи установки "электрического дальновидения" Льву Термену удалось передать изображение человеческой руки в соседнюю комнату. Инженер экспериментировал и со звуком. Перед нами гармониум – устройство для работы с хором. Для каждого звука – свой динамик, а на осциллографе отображается звуковая волна.

В проектах Термена уже заложена идея мультимедийности. Артисты дополнили терпситон светоустановкой и самоиграющим клавишным инструментом. "Мы называем этот жанр "подготовленная импровизация". У нас есть небольшая схема, которая будет меняться в режиме реального времени во время перформанса", – рассказал танцхудожник, участник перформанса Владимир Ермаченков.

В акустической лаборатории в Москве изучали свойства звука: процесс записи, технологию многоканальности, акустические условия. Инсталляция "Аристарх Израилев" воспроизводит колокольный звон. "Это интерактивное произведение: вы можете молоточком ударить по камертонам, просунуть туда голову и услышать биение", – сообщила куратор выставки Ирина Севастьянова.

Александр Скрябин обладал "цветным слухом" – видел звук в цвете. Казанские ученые в память о композиторе исследовали явление синестезии по его партитурам и в светомузыкальных представлениях. "Они создавали аппарат, который был у космонавтов, предназначался для космических экспедиций, когда у космонавтов наступает сенсорное голодание, то есть они устают находиться в одном и том же пространстве очень долгое время. Для них были изобретены специальные приборы, которые им помогали", – добавила Ирина Севастьянова.

Проект "Архивация настоящего" раскрывает историю музыкального искусства с научной стороны. Свет, движение и звук сливаются воедино.